«Боюсь травмировать мелкую. Ей уже год и 9мес. Она уже так привыкла. Боюсь навредить переделками», - такие опасения я слышу от многих мам, которые сомневаются в том, можно ли сделать работу по коррекции сна безопасной для малыша. Всегда в таких фразах звучит та или иная форма слова травма. И это, напомню, от мамы, которая уже просто на грани от усталости сама, и видит, что малыш в текущих условиях тоже страдает от недостатка отдыха – никто от хорошей жизни улучшением сна не занимается.
ТРАВМА. Какое сильное слово. И очень манипулятивное в современном интернете, где есть тонны статей о том, что любой неверный шаг родителей тут же обязательно приведет к травме малыша. К счастью, любой детский психолог вам с уверенностью скажет, что истинные травмы наносятся детям только через очень серьезные проступки взрослых: постоянное длительное насилие (как физическое, так и эмоциональное); регулярное игнорирование потребностей малыша (например, мамой в состоянии глубокой депрессии или, находящейся под воздействием наркотиков); отсутствие стабильных условий жизни (у малышей, которых перебрасывают из одного детского дома в другой); длительный стресс, вызванный тяжелыми жизненными условиями в семье (семья живет за порогом бедности или в условиях войны). Ко мне такие семьи не обращаются, наоборот, мои клиенты – это заботливые, образованные мамы, которые проводят с малышом целый день в смехе, обнимашках, пальчиковых играх, книжках, песенках, песочнице, и… содрогании перед каждым предстоящем укладыванием спать.
И вот тут-то и начинают маму грызть два чувства – вина за то, что устала и хочет выспаться, и страх за то, что может навредить своими «переделками». Лишь изредка такая мама скромно замечает, что да, и малыш не высыпается, капризничает и ходит с синяками под глазами, но ей все равно кажется, что это ОНА хочет выспаться (и кто ее может в этом винить?). Добрые соседки щедро делятся своими открытиями из интернета, что длительный стресс может быть токсичным для мозга малыша, что он приводит к серьезным изменениям в архитектуре нейронных связей (что, кстати, правда), и, что эти изменения приводят к последствиям на всю жизнь этого человечка. Осталось только определиться с тем, что же такое «длительный стресс», который может быть токсичным?
Центр изучения детского развития Гарвардского Университета (США) внес классификацию стресса, которая была принята Американской Ассоциацией педиатров. Согласно этой классификации стресс можно условно разделить на три уровня: позитивный, терпимый и токсичный:
Позитивный стресс - нормальная и важная часть здорового развития, характеризующаяся кратким учащением сердечного ритма и небольшим ростом уровня стрессовых гормонов. Примером ситуаций, которые могут запускать позитивный стресс может быть первый день с новой няней или получение прививки. Такой стресс – это часть нормальной жизни малыша и умение приспосабливаться к изменениям становится ключевым аспектом здорового развития ребенка. Враждебные события, которые запускают позитивный стресс, помогают детям научиться контролировать и управлять этими событиями - с помощью заботливых взрослых, и на фоне в целом спокойных, защищенных и теплых взаимоотношений.
Терпимый стресс – запускает усиленную работу систем организма, регулирующих стресс, в ответ на более серьезные и продолжительные события, такие как потеря любимого, природная катастрофа, или серьезная травма. Если запуск этих систем временный и амортизируется за счет взаимоотношений со взрослыми, которые поддерживают малыша и помогают ему адаптироваться, мозг и другие органы ребенка справляются с реакцией, которая могла бы быть травматичной в других условиях.
Токсичный стресс – образуется, когда ребенок находится под длительным, серьезным и/или частым давлением враждебных факторов. К перечню подобных факторов можно отнести физическое и эмоциональное насилие, хроническое пренебрежение потребностями ребенка, злоупотребление родными алкоголем или наркотиками, подвергание ребенка насилию, аккумулированные трудности, связанные с тяжелой экономической ситуацией в семье без должной поддержки со стороны взрослых. Подобная длительная активация механизмов в ответ на стресс, может нарушить формирование архитектуры нейронных связей и других систем, а так же увеличивает риск развития заболеваний, связанных со стрессом, ограничивает когнитивное развитие и может иметь эффект вплоть до взрослых лет.
Теперь вернемся к теме коррекции сна. Ни одна, даже самая прямая методика, не подразумевает игнорирования потребностей малыша, исключения теплых и действительно крепких взаимоотношений с малышом на протяжении всего времени внедрения процесса. Подумайте над этим: как можно сравнивать стресс от обучения самостоятельному засыпанию со стрессом от потери члена семьи? Все существующие методики, прошедшие многократные исследования на безопасность и эффективность создают условия, в которых ребенок учится управлять и справляться с новыми обстоятельствами (необходимостью заснуть без опоры на внешние факторы). При этом само засыпание даже в самых сложных случаях не длится сутки напролет, и в периоды бодрствования у родителей есть возможность укреплять связь с малышом, поддерживать его, демонстрировать тепло, заботу, ласку, что как раз и является амортизирующим фактором для любых негативных аспектов, связанных со стрессом. Более того, на сегодняшний день есть несколько очень мягких методик, которые позволяют родителям быть с малышом рядом во время всего процесса обучения. Присутствие родителя, который ободряет, демонстрирует спокойствие и веру в ребенка уже зачастую достаточно для того, чтобы малыш перестал нервничать, расслабился и начал эффективно искать альтернативные инструменты для перемен без экстремально увеличенного стрессового ответа на измененные условия.
Наши дети могут справиться с обычным жизненным стрессом – это навык, который позволяет им быть гибкими и адаптироваться к вечно меняющимся внешним условиям. Вспомните, как малыш встретил первое купание под душем, надевание шапок в холодную погоду, необходимость пристегиваться в автокресле, массаж? Скорее всего, малыш был не рад, но длилось ли это вечно? Скорее всего, нет – ребенок научился справляться с этой ситуацией, и она не принесла вреда его организму, хотя, возможно ему понадобилось десять сеансов массажа, чтобы привыкнуть или пару месяцев надевания шапки, чтобы перестать ее замечать. И ваша поддержка и настрой стали ключевыми факторами в облегчении адаптации для ребенка. Процесс обучения самостоятельному засыпанию никогда не длится месяцами и уж точно не подразумевает слез ребенка днями или неделями. Да, безусловно, как и любая перемена в жизни малыша – это стресс, но он позитивный, он ведет к освоению нового и ценного умения. Верьте в своего ребенка, он(а) обладает гораздо большими способностями, чем вы зачастую готовы признать, и наша задача, как ответственных родителей, дать этим способностям возможность раскрыться на полную мощь, предоставляя свое плечо и сердце для того, чтобы поддержать, направить, обнять, поцеловать и подарить замечательное ощущение «Я могу!».