У многих мам возрастной кризис у ребенка ассоциируется с болезнью, каким-то конфликтом и психологическим напряжением. На самом деле это не так. Подобные кризисы ничего не имеют общего с психологическим страданием малыша. Но почему-то мама, услышав слово кризис или регресс считает, что ребенок заболел. Давайте разберемся, что действительно подразумевается под возрастными кризисами и как правильно помочь в этот период ребенку.
Чтобы прийти ко взрослому состоянию, человек должен пройти через определенные кризисы. Но это не какая-то болезнь, а просто этапы в развитии человека в осознании самого себя.
Все кризисы ведут ребенка к тому, чтобы он познал, что он человек, и научился отличать свои желания от чужих, мог понимать границы своего тела и защищать их, сумел выстраивать отношения с другими.
Все кризисы необходимы ребенку для отделения от родителя, и должны родителями поддерживаться, а не прерываться.
Дети, когда рождаются, не понимают, что есть какой-то мир и что они живут в нем.
Появляясь на свет, кроха получает новые ощущения, слышит, чувствует запахи, у него есть какой-то мыслительный процесс. Но понять осознанно происходящее он не может.
Ребенок пока еще не отделяет себя от пространства, думает: «Я — это и есть все.»Главная задача для него — адаптироваться к новому миру. И в этом мама играет важную роль.
Этот кризис совпадает с регрессом сна. К 3-4 месяцам малыш начинает осознавать границы своего тела, и мама замечает, что он теперь выворачивается из пеленки, бьет себя по лицу, задирает ноги. Так он изучает себя.
Около 6 месяцев ребенок начинает понимать суть пространства и суть перемещения объектов: если я чего-то не вижу, это не значит, что этого нет, если я не вижу маму, она все равно есть. Происходит первое понимание, что он и мама не одно и то же. В этом возрасте у малыша иногда появляется первая сепарационная тревога.
К этому возрасту дети осваивают ползание. Малыш понимает, что может управлять своим телом сам. Он начинает перемещаться по пространству, которое оценивает глазами: есть мое тело, есть пространство, в котором что-то я могу не видеть, в том числе и маму.
К году малыш осваивает ползание, указательный жест, начинает делать первые шаги, понимает, что у него и у мамы отдельное тело, есть некое пространство.
Ребенок в восторге, что он может делать многое сам по своему желанию, а не по воле мамы. И он начинает проверять во всех областях жизни, везде ли он делает то, что хочет. Даже, когда дело касается сна. Так, некоторые родители сталкиваются с отказом ребенка от второго сна и более длительными укладываниями.
Ребенок уже ходит, говорит и активно проявляет свои желания, он уже намного лучше понимает себя. Но малыш пока еще не способен контролировать свои эмоции и импульсы. Самоконтроль разовьется только к 4 годам. Нормально, если двухлетка нарушает запреты, отказывается делиться или протестует во время укладывания.
В этом возрасте важны правила, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности.
Ошибка во время кризиса: брать чаще на руки, не отпускать малыша изучать внешний мир, не спускать с рук, постоянно давать грудь. Когда у ребенка кризис года и вы даете ему грудь, возвращаетесь к совместному сну, отменяете сон, он теряется.
Я обратилась в Sleep Expert (изначально подписалась на них в запретограме) так как устала под утро, а иногда и ночью забирать ребенка к себе. Где-то с 3 месяцев грудь стала ассоциацией на засыпание (и уже тогда я поняла, что я точно буду обращаться за помощью к консультанту), а после регресса сна ситуация усугубилась. Грудь стала нужна иногда каждые полчаса ночью для продления с единственным промежутком 2-3 часа без прикладываний. Дневные сны с 3 месяцев тоже стали либо на руках с грудью, либо в коляске. После регресса продлевать грудью днем получалось не всегда. До начала работы с консультантом послушала все лекции в Клубе Режим от А до Я, поэтому многие моменты мне были уже понятны.
В начале работы с консультантом Марией Лебедевой по тарифу Основательный сыну было 5 месяцев и 8 дней. На первом этапе отладили режим. Я с удивлением обнаружила, что мой ребенок может бодрствовать значительно дольше и тогда легче укладывается, хоть и пока с грудью или в коляске.
Не буду отрицать, что было страшно, что малыш будет плакать при начале работы в методике СЗ. Я выбрала Интервалы, так как хотелось, во-первых более оперативных результатов, а, во-вторых, понимала, что в более мягких методиках, том же Высиживании, у меня будет слишком большой соблазн взять его на руки и дать грудь, когда будет плакать.
В первую ночь работы в методике боялась как перед страшным экзаменом. А в итоге сынок уснул сразу всего за 13 минут и я по методике успела зайти всего 1 раз.
Что касается дневных снов, сын сразу стал продлевать либо оба, либо один сон. Но потом, к сожалению, дней на 10 у него случились сопли, и с дневными снами стало хуже. После выздоровления, в течение недели снова стал продлевать либо 1, либо 2 сон. В это время мы ещё жили на даче и перед отъездом смог продлить уже оба сна. По моему опыту метод продления дневных снов путем «тихого часа» работал странно, ребенок эти 15 минут после пробуждения в кроватке всегда просто истерил, ни разу не уснул снова. Но потом все же стал в последующие дни сон продлевать…
Вместе с консультантом прошли через однодневную поездку в другой регион к родителям мужа. Там малыш уснул на ночь сразу и спал всю ночь. Дневные сны делали в коляске. Хоть график и сдвинулся в сторону более раннего, все равно спал очень хорошо.
После этого вернулись уже домой в город. И здесь буквально через 4-5 дней ребенок начал продлевать оба первых дневных сна, так что приходится даже его будить, чтоб не поспал за день слишком много и от этого не пострадала ночь. Получается, весь путь по налаживанию и ночных, и дневных снов, занял чуть больше месяца, это при том, что 10 дней сын болел. Иногда, конечно, проскакивают дни, когда какой-то сон не продлит, но я привыкла корректировать уже исходя из этого другие сны и график дня.
Наша жизнь однозначно изменилась в лучшую сторону. Вся семья спит и муж наконец не уходит среди ночи в другую комнату.
Очень благодарна Марии Лебедевой за работу и чудесный результат!
Отвечает консультант команды Sleep Expert Мария Лебедева:
Марина, здравствуйте!
В первую очередь надо проверить режим на соответствие возрасту, вероятно режим неверный отсюда и пробуждения.
Так же, если у малышки есть ассоциация на засыпание и на продление сна, то она может требоваться каждый цикл сна, и малышка также может требовать ее со слезами.
Здравствуйте. До 5 месяцев малышка замечательно засыпала, чаще сама и спала всю ночь. В 5 месяцев начала просыпаться по ночам и засыпания стали со слезами и истериками. Как правильно вести себя в такой ситуации. Спасибо
Отвечает консультант команды Sleep-expert Мария Лебедева:
Елена, здравствуйте!
От пеленания отказываемся в тот момент, когда малыш начинает осваивать самостоятельные перевороты или в тот момент, когда малыш может самостоятельно от пеленки освободиться. Делаем мы это потому, что этого момента пеленание становится небезопасным.
Часто детки, которые привыкли спать запеленутыми, спят хуже после того, как пеленку убирают. Это происходит потому, что нужно время, чтобы познакомиться со своими ручками и ножками, понять как они двигаются, что с ними делать…
и как их положить и принять удобную позу для сна. Можно уходить от пеленания постепенно, в первые три дня освобождаем одну ручку и даем малышу привыкнуть спать так, затем освобождаем вторую ручку и затем уже ножки. Как я и написала выше, потребуется время, чтобы малыш привык к своим частям тела, разобрался с ними.
Не стоит переживать, что малыш тянет ручки в рот или сосет пальчик, это может стать способом самостоятельного успокоения перед сном