Консультации по
проблемам сна ребенка
Задать вопрос
8 (800) 1000 821 Каждый день с 8:00 до 22:00 МСК
Кабинет
8 (800) 1000-821 Каждый день с 8:00 до 22:00 МСК
image
Бесплатный мастер-класс от команды Sleep-expert
29 августа в 20:00. Нажимайте по кнопке Подробнее!
Подробнее
22.02.2017
2

Автор – консультант по детскому сну, детский психолог Татьяна Каткова.

Вопросы свобод и ограничений не так актуальны, пока ребенок совсем маленький. Но когда малыш приближается к 2 годам или уже перешагнул этот рубеж, то эта тема тема становится острой.

Как часто родители считают, что их ребенок должен расти свободным? А свобода подразумевает, что он делает то, что считает нужным – ведь ему виднее! Если малыш устал, то он сам покажет внимательным родителям, что он хочет спать. Если хочет кушать, то попросит есть или скажет «ам-ам», показывая на продукты. Захочет поиграть – сам потянет к игрушкам и так далее.

В определенном смысле, это правильно – учиться чувствовать своего ребенка, понимать его желания, видеть еще чуть заметные признаки усталости и знать, что именно его может порадовать или огорчить. 

Однако все мы живем по правилам. Некоторые из них более заметны, а другие нет. Одни правила выглядят так: давай сначала почитаем, а потом пойдем гулять – покатаемся с горки на санках и слепим снеговика. А другие звучат в более категоричной форме: из помойки мы не едим, на проезжей части не играем, бабушку радостно встречаем у двери, вечером идем спать.

Но малыш не знает пока ни тех, ни других правил. Для него жизнь – это океан событий, вещей, людей. Он старается в нем сориентироваться и делает это так, как может. А возможности у него пока очень ограниченны.

Давайте представим, что вы сидите в лодке, посередине огромного океана. Кругом чайки, волны, солнце, облака, выпрыгивают иногда дельфины, рыбки светятся под водой. Это завораживает! Все так интересно и удивительно! Но берегов не видно, и совершенно непонятно, куда мы плывем. И плывем ли вообще. Надо ли грести, что есть силы или подождать попутного ветра? Может быть здесь просто есть течение, которое поможет прибиться к берегу, а может и нет. Заберут ли меня из этой лодки или нужно самому что-то придумать, чтобы выбраться из нее?

От всех этих мыслей так неуютно. Очень немногие люди способны жить в такой «ситуации неопределенности». И становится гораздо легче, когда на горизонте видны хотя бы очертания земли.

Детям тоже необходимы берега, границы, правила. И чем они более осязаемы, понятны, тем комфортнее малыш себя чувствует. Он пока не в состоянии освоить большие пространства и большое количество свободы. Роль родителей – создать границы, а потом постепенно расширять, соразмеряя с возможностями ребенка. 

Когда малышу предоставляется полная свобода, то он сам устанавливает правила и родители достаточно быстро понимают, что им это, мягко говоря, не удобно. Или даже раздражает. А порой и бесит. «Почему он меня не слушает совсем?» «Она делает что хочет – кричит, шумит, требует, капризничает, убегает от меня! Это невозможно!» «Я не могу с ним справиться!» И тут начинают, как из рога изобилия, сыпаться запреты. Но и это не помогает – ведь малыш может услышать и понять только несколько запретов (его возраст и плюс еще один). Остальные – это просто шум. Постоянный, неприятный, но шум.

Что делать в такой ситуации? 

  • Снять все запреты, оставив только 2-4 основных. Вместо того, чтобы говорить, что что-то делать нельзя, объясняем – что можно. Например: малыш залезает на подоконник. Неправильно – слезь сейчас же! Правильно – на подоконнике живут цветочки, а Петя будет стоять ножками на полу и на них смотреть глазками.
  • Установить границы. Например, создать четкий режим дня, каждый раз проговаривая то, что будет дальше. «Сейчас мы с тобой покушаем, потом оденемся и пойдем гулять». Говорить нужно спокойно, но тоном, который не предполагает возражений.
  • Нарисовать на большом листе план дня в картинках (сделать это вместе с ребенком) и в спорных ситуациях подходить к листу и показывать то, что мы сделали и что нам предстоит. Ставить рядом галочки, лепить наклейки и т.п., чтобы отметить – какой малыш молодец, что часть уже выполнил.
  • Создать правила, которые приемлемы для вашей семьи и на доступном языке объяснить их ребенку. Важно, чтобы все взрослые также соблюдали эти правила.
  • Чаще хвалить. Старайтесь замечать все, что ребенок делает хорошо. Хвалите само действие и говорите о своих чувствах. Например: Машенька выбросила бумажки в мусорное ведро – как же приятно, что у меня такая помощница растет!

Все говорится и делается спокойно, но твердо. Родители вправе устанавливать те правила, которые для них приемлемы и которые с их точки зрения необходимы ребенку.

Сначала очень важно четко соблюдать все эти правила. А со временем, когда они уже станут естественными и привычными, можно постепенно делать гибкие поблажки. Обращать внимание малыша, что иногда можно и не делать чего-то, если меняются обстоятельства. Например, приехала бабушка в гости, и мы вместо прогулки будем сидеть дома и играть с ней.

Малыш чувствует себя защищенным, когда ощущает четкие границы. Эта защищенность помогает ему расти уверенным в себе и своих силах и, опираясь на любовь родителей, идти вперед в своем развитии и расширении горизонтов возможностей.

Подобный подход к воспитанию применяется в рамках позитивного родительства. На нашем вебинаре Позитивное родительство мы подробно рассматриваем техники, которые позволят общаться с малышом комфортно и с уважением.

А есть ли у вас золотая середина между запретами и вседозволенностью? Поделитесь в комментариях!


Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 4

Лана
21 марта 2018

Здравствуйте, я бы хотела воспользоваться пакетом "сказочный". Сыну 3г4мес. Что будет входить в данный пакет. И есть ли возможность быстро начать работу?

Sleep-expert
22 марта 2018

Здравствуйте! В пакет Сказочный входят анализ опросника, 90 мин скайп консультации, подробный план работы, терапевтическая сказка, составленная консультантом-психологом и 2 электронных письма - поддержки. Срок действия пакета 2 недели. Да, есть возможность быстро начать работу. Удачи вам!

Оставить комментарий
Я даю согласие на обработку моих персональных данных 
закрыть
Ваш комментарий успешно отправлен!
Он будет опубликован после проверки модератором.

Отзывы счастливых мам

13 августа 2019
Основательный
Маргарита Кобахидзе
Грегори 6.5 месяцев

Я решилась на обучение СЗ, когда малыш в 4 месяца перестал спать в коляске (спал по 30 минут), а дома весь день превратился в сплошное укладывание.... 30-60 минут укладывала, 20-30-40 спал. При этом я прослушала несколько вебинаров, прочитало все, что нашла на тему сна в интернете и инстаграме. Пробовала продлевать сны и соблюдать ВБ. Вела график снов... но в какой-то момент я поняла, что меня радует только ночь, тк он спит, я сижу рядом, так он мог и по 8-10 раз за ночь проснуться (но грудь в рот и тут же засыпал) и могу посмотреть фильм или что-то ещё... а вот отойти - это уже сложнее....
И я перестала получать удовольствие от общения с ребенком. Он стал плаксивым.
Я знаю, что бывают ситуации значительно хуже, чем у нас... знаю, что можно «перетерпеть».... и если бы он быстро засыпал на груди, как раньше, я была бы не против и дальше так существовать.... но потом появились укачивания, выгибания и истерики. Не всегда.... но игра в сапера «угадай во сколько в этот раз уложить» очень изматывает.... страх перед каждым походом в спальню - не очень хорошее состояние для мамы малыша. Особенно на ГВ...
В общем я не сразу решилась на «жестокий метод интервалов» как его многие называют. Я сначала устроила допрос с пристрастием менеджеру Наталье....))), прочитала половину отзывов, исследование, и только потом решилась....
Да, первые дни было не легко.... были и слезы и мои нервы, но я четко понимала, куда мы с малышом идём, а наш консультант Юлия Прокопова (спасибо ей большое) поддерживала нас, комментировала дневник, хвалила меня и Грегори))))) я даже ей иногда так и писала «мне нужна Поддержка, я не понимаю, мы туда идём или нет»))))) и Поддержка была!
На самом деле кажется, что это ооочень все долго, а если перечитать дневник первых пяти дней, то видно, что уже в этот период ребёнок начал засыпать и спать лучше. И далеко не всегда со слезами. К 10 дню уже было четко видно и понятно, как он засыпает.... и даже начали появляться длинные дневные сны. Благодаря этому мы очень быстро перешли на 3 дневных сна вместо 4.
Важно понимать, что СЗ- это не так, что научился один раз, и все само собой дальше пойдёт. Внимательно относится ко сну и вообще всему, что происходит в жизни ребёнка, нужно постоянно. Просто малыш, который умеет засыпать сам, лучше спит, начал засыпать в коляске, меньше стал просыпаться ночью, сны стали более глубокими.... но при этом я постоянно корректирую график (в чем мне, кстати Юлия постоянно помогала. Я ооочень много ей вопросов задавала, а она давала мне экспертный взгляд со стороны. Иногда может что-то и очевидно, но изнутри не видно). И так будет ещё какое-то время, ведь первый год это постоянные изменения.
Но я в целом сама стала спокойнее и увереннее в себе....
Что касается привязанности, то мой малыш явно продолжает меня любить и доверять мне (всегда в непонятной ситуации сверяется со мной). И мы много обнимаемся, играем, я кормлю грудью и у меня есть время на свои дела, когда он спит. А остальное время я могу быть с ним.
Так что обучение СЗ - это не так страшно и вполне полезно))))
И ещё раз спасибо Юлии за терпение, вовлечённость и поддержку ))))

Показать все отзывы
закрыть
Подобрать программу

Мы рады предложить вам БЕСПЛАТНЫЙ 30 мин ознакомительный звонок для того, чтобы помочь выбрать оптимальный пакет. Оставьте свои данные в форме ниже и мы пришлем вам письмо с инструкциями, как записаться на такой звонок, чтобы консультант мог вникнуть в суть ваших сложностей и подобрать решение, которое даст наилучший результат.