История Татьяны, Константина и маленькой Веры – для Sleep-expert особенная. Эта семья уникальна тем, что всю работу по налаживанию сна они провели вместе. «Нашим консультантом оказалась сама Ольга Добровольская! Мы решили, что это знак и нужно обязательно попробовать. И папе, и маме приложить максимум усилий, чтобы все получились», - радостно вспоминают родители.
Папа Константин участвовал во всех переговорах по скайпу, наравне с Татьяной изучал теорию и наизусть знал толстую инструкцию, которую мы для них разработали. Мы расспросили родителей, почему папа решил принимать такое активное участие в процессе, а Ольга Добровольская рассказала о своих впечатлениях от работы с дружной командой родителей.
Татьяна: Понятно, что большая часть работы была на мне, потому что во время укладываний на дневной сон Костя был на работе. Но на ночные сны мы сразу договорились - начну я, а папа подключится через несколько дней. Кроме этого у мужа была другая важная задача – поддерживать меня психологически.
Когда с укладыванием что-то не получалось, я тут же бежала за поддержкой к Косте. Он также часто работал как мой ассистент: пока я пыталась понять, чем успокоить Веру, Костя в соседней комнате уже находил правильную страницу в брошюре и читал мне инструкции. Еще он чётко записывал, во сколько мы начали укладываться, сколько раз дочка проснулась. На все консультации мы с мужем также приходили вместе. Так мы больше погружались в теорию. И когда один из нас забывал советы Ольги, второй напоминал правильное решение.
Константин: Я хотел научиться укладывать Веру наравне с мамой, чтобы у Тани была вечером возможность оставить ребенка со мной, уйти по делам. К обучению дочки я подключился на третью ночь. Провел все привычные ритуалы, положил Веру в кроватку, успокаивал так же, как мама это делала. Не всегда получалось. Когда дочка сильно протестовала, в комнату на какое-то время заходила мама, но дальше мы продолжали работу по намеченному плану.
Ольга Добровольская: Таня и Константин работали в прекрасном тандеме. Каждую консультацию я восхищалась не только тому, как тонко они были настроены на Веру, но и как общались между собой - уважительно, дополняя и поддерживая друг друга. Я всегда рада, если папа, бабушка или няня присоединяются к звонку, а если они это делают добровольно, то шанс успешной работы растет на порядки.
Татьяна: Это то же самое, что и участие папы в родах. Если тащить силом– ничего хорошего из этого не выйдет. А когда у обоих родителей есть такое желание, можно здорово друг другу помочь в процессе. У нас папа и в родах участвовал, поэтому и к консультациям он сразу подключился. Я думаю, если маме важно участие мужа в работе со сном, можно попробовать привлечь его мягко. Сначала объяснить, почему вы сами верите в эти консультации и весь процесс обучения. Рассказать, какая в этом роль родителей и что они могут получить по результатам. Для меня лично важно, чтобы папа участвовал во всех процессах, связанных с ребенком, потому что так выстраивается их связь. Укладывание на сон – это тоже их общее время. Не обязательно только играть и веселиться вместе, особенно если они встречаются преимущественно по вечерам. Колыбельная для близости папы и ребенка может оказаться гораздо важнее игр.
Константин: Я как мужчина понимаю, что папам сложно поверить в пользу таких консультаций . Но когда видишь, что есть профессионалы, которые такое количество материалов, научных данных и методик за тебя изучили и структурировали, хочется попробовать. Мне понравилось, что грамотный консультант выстраивает для тебя весь алгоритм действий. Ты получаешь инструкцию и просто следуешь ей, примерно так же, как мебель собираешь. Уже после первых действий ты видишь положительный результат. И дальше, конечно, хочется продолжать. Безусловно, по теме детского сна много материалов и книг. Но в книжке нет индивидуального подхода для твоей семьи. Решение для твоего ребенка находится путем проб и ошибок, а консультант в этом отлично помогает, потому что уже видел тысячи разных детей, проблем со сном и лучше ориентируется. И когда ты читаешь очередной совет и думаешь, поможет это твоему ребенку или нет, консультант уже знает ответ и подсказывает: «Вот это подходящая методика для вас. Поможет, главное — доведите до конца». И это колоссальная экономия времени.
Ольга Добровольская: Всегда важно понять причину, почему папа не хочет работать над сном ребенка. Причины могут быть разные: недоверие консультанту, методике, отсутствие понимание проблемы, страхи, собственная усталость. Большинство из этих вопросов разрешаются сами собой после того, как папа поговорит с консультантом на звонке. А если сопротивление остается, у семьи всегда остается возможность оценить ситуацию и пока не начинать такую работу. Если папа не может/не хочет участвовать, то работать только с мамой — вполне реально, а вот если папа против самой идеи обучения, тогда стоит повременить и выстроить приоритеты и достичь единогласия среди всех взрослых.в семье.
Татьяна: Когда началась работа с консультантом, мы немного рассказали о методике бабушкам и дедушкам. Они в любом случае все видели, когда приезжали в гости. Мы попросили не играть с Верой в активные игры перед сном. Они, конечно, забывались и заигрывались, и тогда приходилось долго укладывать дочку. Я старалась за этим следить и вовремя останавливать: «Так, у нас час до сна, переходим на тихие развлечения». Когда наступало время укладывать Веру, я снова всех инструктировала. Бабушку отправляла на кухню, дедушку в другую комнату — на диван, просила заранее в туалет сходить, чтобы не ходить потом (смеется). Конечно, они лежали и слушали. И бабушка периодически не выдерживала, прибегала к нам с Верой в комнату с просьбой: «Хватит мучить ребёнка!». Во время дневных снов она уходила с Верой гулять — в коляске дочка всегда засыпала. Тут я уже не спорила, понимала, что это ненадолго — не сильно помешает нам. Но в целом я очень жестко обрубала протесты моих родителей. Я могла резко сказать: «Бабушка, выйди! Не мешай нам!» В том момент я уже видела, какого прогресса мы добились за время работы со сном Веры. Я понимала, что сейчас нельзя ни в коем случае дать слабину и откатиться назад. Ольга много раз предупреждала: «Достаточно один раз прогнуться, и придется начинать все сначала». Я хорошо понимаю и бабушку, и дедушку. Они переживают за Веру, любят ее, и им было сложно поверить в то, что мы проводили всю методику с пользой для ребенка. Позже они стали принимать наши правила.
Константин: Нам в этой работе очень помогло понимание, что Вера — наш ребенок и мы знаем, что для нее лучше. Решительность Тани тоже очень помогла. Вот у Комаровского есть статья для бабушек, где он напоминает, что ребёнок – не бабушкин, не дедушкин, он мамин и папин. И отвечать за ребенка должны родители, даже если они где-то ошибаются. Когда здоровью и безопасности ребенка ничего не угрожает, у родителей есть полное право действовать так, как они считают нужным. В результате мы оказались правы. Вера стала засыпать сама за 5 минут и спать всю ночь. Теперь, когда мы с ней к родителям приезжаем, они удивляются, как мы этого добились и, конечно, радуются и за нас, и за ребенка. Мы все высыпаемся, а когда Веру уложим, еще и вечер с родственниками спокойно можем провести.
Ольга Добровольская: В отношениях с родственниками все зависит от дальности родства и устоявшихся иерархий в семье. Если речь идет о тетях-дядях, которые крутят у виска при словах "раннее укладывание", но в доме малыша бывают нечасто и особого веса для спокойствия мамы с папой не имеют, то можно просто временно ограничить совместные встречи. Через несколько недель, когда все устаканится, родные смогут спокойно общаться, как раньше. Если это мама или свекровь, в доме которой живет молодая семья и сильно зависит от ее мнения, то стоит обсудить проблему, подробно объяснить, зачем вы это делаете. Даже самое строгая бабушка души не чает во внуках и все ее мнения крутятся вокруг благополучия малыша, просто понимает она его по-другому. Если договориться не получается, то есть смысл сразу определиться — стоит ли работать прямо сейчас (с учетом того, что бабушка сопротивляется), или есть смысл отложить обучение на время, когда бабушка уедет на дачу или в санаторий.