Что делать с ребенком, который не слушается, манипулирует, канючит, бросается в слезы, чтобы только добиться своего? Как реагировать и стоит ли наказывать детей за плохое поведение?
Когда мы наказываем ребенка, мы делаем что-то с ним. Но задача родителей - избегать призыва наказать и стремиться решить проблему совместно с ребенком. Когда вы думаете про то, чтобы наказать ребенка, значит пришло время его научить, как правильно себя вести.
Давайте посмотрим, какие методы наказания не работают, а какие - действительно помогают ребенку научиться владеть своими эмоциями и не повторять плохое поведение в будущем.
1. Ставить в угол, бить по попе ремешком
Этот способ наказания не учит ребенка ничему. Он не получает правильную модель поведения. Таким способом родители лишь показывают, что физически они сильнее, чем ребенок.
Аналогично действует отправление ребенка в свою комнату с целью подумать о своем поведении.
2. Призыв извиниться
Тоже не работает. Через это наказание малыш понимает, что человека можно обидеть как угодно, а потом просто извиниться. Извинение теряет свою ценность.
3. Лишение мультиков на весь день
В этом случае ребенок быстро говорит: “Ну без мультиков, так без мультиков!” - и находит себе другое занятие. Он не придает значение такому наказанию и опять оно ничему его не учит.
4. Несдержанные угрозы:
"Никакого сладкого!" "Все, никаких мультиков! " - Обычно ребенок начинает плакать и просить еще сильнее, и вы меняете свое решение: “Ладно, только 1 конфету/один мультфильм…”
"Будешь плохо себя вести - не поедем на море!" - Естественно, в этом случае понятно, что все равно при любом поведении ребенка семья поедет на море. Так как путевка была куплена заранее.
Такие угрозы учат тому, что родители не держат своего слова. И ребенок учится так относиться ко всем попыткам установить границы и в отношении других вещей.
Когда вы планируете дать ребенку какое-то злостное обещание, стоит сделать паузу и подумать, а сможете ли вы его выполнить. И если дали обещание, нужно его держать. Или лучше вообще этого не делать.
С года можно уже рассказывать ребенку, что он сейчас чувствует:
-ты устал, так как не поспал;
-ты голодный, поэтому злишься;
-тебе холодно, потому что ты не надел варежки.
Учитесь с раннего возраста узнавать своего ребенка. Выделяйте его сильные стороны и стороны, которые требуют поддержки. Нельзя менять малыша под себя.
Начинайте учить ребенка дисциплине как можно раньше - вместе продумывайте альтернативы физическому наказанию, исходя из позиции любви. Стремитесь к объединению усилий над решением вопроса: мы вместе справимся, решим, придумаем.
Лучший вариант наказания - делать тайм-аут, передышку. Особенно эффективен в кризисный период, когда малыш не слышит, не видит вас. Тайм-аут помогает, когда ребенок теряет контроль над собой и своим телом и может причинить вред себе и окружающим.
В такие моменты нужно дать ребенку возможность отдышаться и избавить от окружения избыточных стимулов. Например, отнести в другую комнату. Но изолировать не с позиции наказать, а с позиции - дать ребенку пространство, где он сможет себя собрать, отдышаться и вернуться в уравновешенное состояние.
Во время истерики возьмите ребенка на руки и спокойно, но не обвинительно и не строго скажите: “Давай пойдем с тобой в другую комнату и подышим.”
Ребенок может не согласиться, вырваться и убежать в другую комнату.
Спокойно скажите: “Я вижу, тебе сложно, я тебе помогу”. Возьмите его на руки и посадите к себе спиной. Обнимите и дайте ему плотный контроль над своим телом. Скажите, что вы готовы его отпустить, когда ручки и ножки успокоятся и перестанут пинаться. Если он продолжает вырываться, держите ребенка, пока он не успокоится.
Когда вы видите, что ребенок начинает терять над собой контроль, скажите: “Сейчас хорошее время отдышаться и пойти посидеть на подушке/кресле.” То есть отправить ребенка в такое место, где он чувствует себя комфортно.
Вы не изолируете ребенка, а предлагаете безопасную зону, где он может успокоиться: “Тебе сейчас надо посидеть на подушке/в комнате/ в любимом кресле, а мне выпить чаю. После этого мы все обсудим”.
Если ребенок отказывается, сами ведете его и сидите с ним. При этом наказывающий должен успокоиться сам и вести себя доброжелательно.
В этом возрасте многие родители думают, что ребенок манипулирует. Манипуляция с точки зрения родителя - это преднамеренно рассчитанный сценарий, который приведет к результату: "Чтобы получить конфету - нужно пинаться, кричать, пока мама не даст ее." Но на самом деле очень долго дошкольник не способен к выстраиванию такого плана.
Дети в состоянии понять, как они воздействуют на родителей: если долго плакать, моя мама сделает так, чтобы я не плакал. Когда мы подкрепляем такие действия, ребенок запоминает и повторяет этот сценарий. И родителям кажется, что он манипулирует. Здесь важна ваша реакция, чтобы прекратить такое поведение.
В этот период детям очень нужно чувствовать любовь родителей. И поэтому они могут начать врать, так как им важно быть хорошими для взрослых.
Это самый понятный и доходчивый вид наказания. Его можно использовать и раньше четвертого года. Мы не исправляем ошибки ребенка, а даем почувствовать и понять, к какому результату приводят его действия. Например:
Позволяйте совершать ошибки - они помогут ребенку понять результат своих действий.
Наказывая, мы предлагаем решение. Если ребенок, ошибаясь, не принимает наше решение, мы анализируем последствия. Чтобы он смог вынести урок из конфликта.
С какими проблемами сталкиваетесь вы, наказывая ребенка?
Эва, здравствуйте!
Спасибо за высокую оценку работы нашей команды!
Будем и дальше радовать мамочек полезным познавательным контентом.
Хорошего дня!
Единственная адекватная статья,из которой я почерпнула важную информацию. Спасибо большое!