В первые годы жизни дети находятся в постоянном потоке неизвестной информации. Ежедневно малыши встречают непонятные слова, сталкиваются с новыми явлениями и людьми. И не все легко переживают этот этап, у некоторых детей появляется повышенная тревожность. Давайте разберемся, как родители способны помочь ребенку преодолеть страхи и беспокойство.
Повышенная тревожность имеет разные проявления: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенное потоотделение, напряжение в теле, тошнота. Тревожный ребенок может не отпускать вас ни на шаг, начать заикаться, плакать, впадать в истерику. У него появляются проблемы со сном, повышенная утомляемость, проблемы со здоровьем.
Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов. Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание.
Малыш расстраивается и сильно беспокоится, когда мама или папа уходят. Подросший ребенок отказывается идти в детский сад, оставаться у бабушки. Сепарационная тревога начинает проявляться с 9 месяцев и может обостриться в 2-3 года.
Ребенок чувствует дискомфорт в присутствии большого количества людей, боится осуждения, не переносит шумных мест. Социальная тревожность часто возникает из-за непонимания предмета или события, а также отсутствия опыта у малыша.
Скрытый, иррациональный страх определенных вещей или ситуаций. Например, боязнь грозы, насекомых, закрытых пространств.
На развитие повышенной тревожности у детей влияет два фактора: генетика и воспитание.
Воспитание может либо усилить врожденную предрасположенность к тревожности, либо скомпенсировать ее.
При этом есть дети с повышенной чувствительностью и эмоциональностью, что является средой для развития тревожности.
Если мама сама чересчур волнительная, слишком оберегает малыша, то он будет подвержен большим переживаниям. Такая мама подсознательно не может передать ребенку инструменты для того, чтобы справиться с этим миром, принять его в несовершенстве, с определенной опасностью. Потому что сама не может справиться со своей тревожностью.
Поэтому маме нужно сперва найти способы уравновесить себя, и тогда ребенок начнет их копировать.
Вы не сможете просто так научить ребенка успокаиваться, если в вас этого нет.
В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:
1. Если у ребенка есть экстремальные сложности с коммуникацией — он ни с кем не может общаться.
2. У малыша трудности с выполнением бытовых задач. Например, он боится подходить к окну и никогда не зайдет в комнату с открытыми окнами. При этом ситуация повторяется в любых местах.
3. У ребенка бывают панические атаки или есть какие-то фобии. В этом случае специалист сделает точную диагностику и назначит лечение.
Если ребенок боится собак, примите этот факт. Но не утрируйте ситуацию: не нужно, например, говорить бабушке, чтобы во время прогулки с малышом они обходили стороной всех животных. Также не рассказывайте всем, что у ребенка есть этот страх. Вы каждый раз показываете малышу, что бояться собак — правильно. И он вряд ли захочет когда-либо подойти к ним.
Спросите:
«Что случилось?»
«Как ты себя чувствуешь?»
«Какие звуки ты услышал?»
«Что ты увидел?»
Не нужно подсказывать ему, чего он может боятся: «Ты испугался собаки, тебя напугал громкий звук?». Так мы еще глубже усиливаем страх.
Если вы знаете, что какая-то ситуация нервирует ребенка, постарайтесь избежать ее долгого предвкушения. Если он не любит сдавать анализы или посещать врача, не надо его готовить к этому событию за три дня.
Ребенок легко поймет, что вы говорите неправду, будет думать, что вы не знаете, как справиться со страхом.
Например, если ребенок не любит чужих людей или громких звуков, и вы прикладываете усилия к тому, чтобы этого не было. Так вы лишаете ребенка возможности выработать механизмы, которые научат его справляться с высокой тревожностью. Вы поддерживаете в нем мысль «да, я не могу с этим справиться» и даете утверждение «да, это очень страшно и сложно».
В каких ситуациях ваш ребенок становится тревожным? Что помогает ему успокоиться?
Отвечает консультант команды Sleep Expert Мария Лебедева:
Виктория, здравствуйте!
Поздравляю Вас со скорым рождением малыша!
Да, так может проявляться и детская ревность к новому члену семьи, который скоро появится, и страх от того, что мама уедет, и страх неизвестности от того, что будет в связи с рождением нового ребенка.
Поэтому сейчас очень важно поддержать малыша. Как минимум можно ввести в Ваш день особое время. Время, когда Вы будете только с Вашим страшим ребенком и будете делать только то, что хочет малыш. Особое время может быть 15-20 минут…
в день, но очень важно, чтобы оно было регулярным. Договоритесь с малышом о том, что даже после рождения сиблинга особое время останется вашим и его никто не отнимет.
По возможности выделите один (или полдня) в месяц или полтора месяца, когда Вы будете проводить с Вашим старшим ребенком полноценное время, без новорожденного малыша. например будете гулять в парк или играть в игры, важно, чтобы в этот момент мама принадлежала только старшему ребенку и не делила свое внимание.
Дочери через несколько дней 3 года и мы в ожидании второго ребёнка со дня на день , последнюю неделю ребёнок ведёт себя просто невыносимо , она не отпускает меня из виду , только заиграется и увидит , что я вышла начинает кричать - мама где ты ? Если я сразу не ответила , начинает плакать и бегать с криками мамочка где ты ?!
Я не понимаю с чем это связанно , что вообще случилось с ребёнком , откуда эта тревожность .
Возможно она так реагирует на разговоры о том , что я скоро уеду за Лялей и она останется на время без меня ?
Отвечает руководитель проекта Sleep Expert Ольга Добровольская:
Светлана, добрый день!
Я прекрасно понимаю, как сложно наблюдать за беспомощностью малыша, который искренне расстраивается по самым простым поводам! Важно помнить, что здесь может играть роль несколько факторов: темперамент (врожденная характеристика), реакция взрослых на свои и его неудачи, общая степень психической зрелости. Важно изучить вопрос эмоциональной саморегуляции и учить этому малыша, обратить внимание на синдром выученной беспомощности и возможные факторы гипер-опеки…
или, наоборот излишней критичности, перфекционизма у родителей. При этом помните, малышу всего 6 лет, и он действительно может дозревать психически еще какое-то время, поэтому оценить его готовность к школе именно в этом году тоже очень важно, и при необходимости вполне можно отсрочить этот важный этап еще на год.