Не секрет, что первая ассоциация, возникающая при словосочетании «маленький ребенок» - это «недосып». И многие молодые мамы воспринимают как само собой разумеющееся и тот факт, что ребенок просыпается несколько раз за ночь, что практически каждый вечер процесс укладывания малыша спать напоминает военные баталии, и вытекающую из этого усталость, и «разбитость» мамы. Многие мамы считают, что это их материнский долг – подстраиваться под индивидуальный режим сна ребенка. Более того бессонные ночи воспринимаются как героизм, а не выспавшиеся, уставшие и раздраженные родители как естественная составляющая жизни с маленьким ребенком.
Альтернатива описанному выше образу жизни с малышом – это приучение ребенка ко сну. Методики приучения малыша самостоятельному засыпанию и правильному сну встречают среди многих родителей бурный протест, что объясняется «нанесением ребенку психологической травмы», «разрывом детско-родительских отношений» и «эгоизмом матери». В связи с этим многие родители испытывают большое количество страхов перед тем, чтобы заняться обучением ребенка сну. На самом деле, подобные заявления не имеют под собой доказательной базы и не подкреплены исследованиями.
Давайте разберемся в этом вопросе, рассмотрев его как с позиции ребенка, так и с позиции родителей. Ни у кого из родителей не вызывает сомнения тот факт, что ребенка необходимо учить правильно питаться и использовать столовые приборы по назначению, что его важно учить одеваться, пользоваться горшком, что нужно заботиться о его физическом и психологическом здоровье. Но при этом многие считают, что сон ребенка – это естественный процесс, которому нет необходимости обучать ребенка. Немногие задумываются о важности правильного сна, а вот «важность сбалансированного питания», например, ни у кого не вызывает сомнения. На самом деле недостаточное количество и/или плохое качество сна негативно сказывается как на физическом, так и на умственном и психологическом здоровье малыша. В процессе сна восстанавливаются ресурсы организма, упорядочиваются накопившиеся за день знания, усваиваются новые навыки и умения. Недостаток сна существенно снижает продуктивность функций внимания и памяти, а также замедляет процесс освоения новых навыков. Помимо этого, возможно отставание ребенка в физическом развитии.
Мне хочется остановиться на психологическом аспекте необходимости качественного сна. Для ребенка каждый день – колоссальная нагрузка, психологическая и эмоциональная. Ребенок полон новых впечатлений, открытий, невероятное количество событий и ощущений воспринимается им за день. Малышу просто необходимо снять психоэмоциональное напряжение и усвоить всю полученную информацию. Качественный и полноценный сон как раз и является необходимым фактором успешной переработки впечатлений, напряжения и эмоций. Здоровый сон – один из основных факторов психологического здоровья ребенка.
Ребенок, который не испытывает недостатка в количестве и качестве сна увлеченно осваивает окружающий мир, улыбается, пребывает в хорошем настроении, готов преодолевать трудности, встречающиеся на его пути. Так стоит ли ребенка приучать ко сну? Насколько можно соотнести дискомфорт малыша при освоении нового навыка (а обучение сну – это такой же навык как приучение к горшку или формирование здоровых пищевых привычек) и последствия недостатка сна?
Но здоровый и полноценный сон необходим не только ребенку, но и его родителям. Если ребенок плохо спит, часто просыпается ночью и с трудом укладывается спать, то мама такого малыша часто страдает от нестабильного эмоционального состояния, усталости и физического напряжения. Недостаточное количество сна снижает способность справляться со стрессами, все труднее становится контролировать эмоции. Появляется повышенная тревожность, раздражительность и чувство вины. В тяжелых случаях возможно возникновение депрессии. Такое психологическое состояние мамы в свою очередь влияет и на эмоциональное состояние ребенка.
Помимо этого, накопившаяся усталость, «опустошенность» ресурсной системы и психоэмоциональное напряжение не позволяют маме проявить в полной мере заботу о ребенке и самой чувствовать себя счастливой в данной роли. Вторично возникает чувство вины, поскольку мама чувствует, что не может заботиться о ребенке так, как ей хотелось бы. Также недостаток сна родителей отражается на их взаимоотношениях и не способствует благоприятному психологическому климату в семье. Таким образом все нарастающая тревожность, раздражительность и усталость нарушает здоровую психологическую атмосферу в семье, что, естественно, отражается и на психологическом состоянии малыша.
На противоположной чаше весов – сложности, с которыми приходится сталкиваться при приучении ребенка ко сну. Самыми трудными оказываются первые дни, когда необходимо, во-первых, принять твердое решение изменить сложившуюся ситуацию, а во-вторых донести эту информацию до малыша. На этом этапе основной секрет успеха и эмоционального равновесия – принять твердое решение и следовать ему, шаг за шагом. Спустя несколько дней, при условии, что Ваше решение твердо и Вы последовательно идете к своей цели, начинают появляться первые результаты.
Вслед за ними – воодушевление родителей, возрастает мотивация продолжать намеченный план, появляется уверенность в себе, улучшается эмоциональное состояние. Дальнейшее приучение ко сну уже не является пугающим для родителей и в итоге этого процесса появляется здоровый и полноценный сон для всех членов семьи. Напомню, что здоровый сон – одна из фундаментальных потребностей каждого ребенка и один из основных факторов счастливого родительства. Так стоит ли приучать ребенка ко сну? Думаю, Вы уже ответили для себя на этот вопрос.
Анна Ямилева, врач-психотерапевт,
член Российской психотерапевтической ассоциации.
Здравствуйте, Наталия. Есть детки, которые засыпают сами или с минимальной помощью. Мамы таких детей к нам не приходят. К нам приходят те, кто падает от усталости и находится в растерянности - что делать дальше. В таких случаях для решения проблем со сном навык самостоятельного засыпания чаще всего все же необходим. Насчет пропажи навыка. В случае неких послаблений меняется, скорее, ожидание ребенка к привычному процессу укладывания, навык же при этом никуда не исчезает.
Анна, вопрос приучения ко сну для меня очень спорный. Я считаю, что это скорее тренд, дань европейской моде, чем необходимость. При этом очень ответственно отношусь ко сну ребенка, но воз и ныне там. Учила засыпать? Учила, в тренинге, не самостоятельно. Получилось? Нет, стало только хуже. При этом моя сестра, у которой дочке 5 лет сейчас, вообще не заморачивалась ВБ, ПУ и прочими буквами, некогда ей было, с 6 месяцев на работу пошла, ребенка растили бабушки, естественно, качали и укладывали по старинке. Ее ребенок в год спал гораздо лучше, чем мой. Много…
еще приведу примеров, когда детей спать не учили и вообще ничего не соблюдают, а дети-то спят, и спят хорошо. Обучение сну как навык вообще вызывает сомнения у меня, да, если ребенка не учить читать, ни за что не научится. Но ходить я его особо не учила, как-то сам потихоньку пошел, и, что характерно, не разучился. А спать самостоятельно дети разучиваются, стоит ослабить бдительность и немного чаще брать на руки, и готово дело, уже укладывается только с качанием. Что ж за навык такой, пропадающий??? По моему мнению, поведение ребенка по отношению ко сну - больше индивидуальная особенность, чем что-то еще. Кого и учить не надо - сами засыпать начинают, а кого-то - учи не учи - спать не будет.