Для того, чтобы принимать правильные решения, очень важно обладать максимально полной информацией о предмете интереса. Воспитание детей, а тем более коррекция привычек сна — это та зона, которая особенно требует определенных знаний. Это важно для того, чтобы родители могли быть уверенным в своем выборе той или иной техники, не сдавались при первых же сложностях, а так же находили мотивацию продолжать в трудные моменты (сон случается ночью, и в 3 утра нужна вся сила воли, чтобы делать что-то правильно, а не быстро!).
Конечно, чтобы стать экспертом нужно потратить уйму времени, сил и где-то посвятить себя этому, но мы предлагаем вам сжатую версию основ о детском сне. В этом цикле мы кратко обрисуем, какой сон бывает, как он меняется и что важно для его полноценного развития у детей от рождения и до школьных лет.
В целом, сон у взрослых и у детей делится на поверхностный REM-сон (основная черта — быстрое движение глазных яблок), во время этой фазы мы видим сны, и Медленный сон (non-REM, отсутствие быстрых движений глаз). Нужно помнить, что спящий мозг, это вовсе не «отдыхающий» мозг, уровень активности разный, но работа идет беспрерывная. У взрослых и у детей во время сна обе фазы сменяют друг друга: сначала медленный, потом быстрый и снова по кругу. Зрелый мозг обычно распределяет фазы в следующем порядке: медленный (40-80 минут) — быстрый (12-25 минут). Чем ближе к утру, тем чаще происходит фаза быстрого сна. Между полными циклами (медленный-быстрый сон) почти всегда происходит частичное пробуждение. В это время взрослый может перевернуться, поправить подушки или одеяло, и без усилий провалиться в новый цикл сна. На утро мы этого даже не помним. Дети между циклами могут переворачиваться, плакать (от минуты до 10 минут), и если они не умеют самостоятельно засыпать — просыпаются окончательно.
Смена циклов за ночь может происходить до 12-15 раз. Вот где навык самостоятельного засыпания становится ключевым!
REM-сон — это относительно неглубокий сон. Мозг в это время очень активен и как бы дрейфует на поверхности сознания. Видимо, для того, чтобы «не перегружать систему» в это время наступает легкий паралич всего тела — двигаются только глазные яблоки, сердечная и дыхательная мышца. Во время REM-сна происходит сохранение и распределение новой информации в памяти. Именно поэтому важно, чтобы у детей были полноценные циклы быстрого сна, с их помощью они лучше учатся, быстрее запоминают новое. Новорожденные (до 3-4 месяцев с момента предполагаемой даты родов) спят хаотично, в отличие от взрослых у них может преобладать быстрый сон (ну очень многому нужно научиться!), с него может начинаться цикличность и он занимает больший процент в общем времени сна.
non-REM (медленный сон) — это сон, который сам по себе имеет 4 этапа. Предназначение этой фазы — регенерация тканей, рост, формирование новых неврологических связей. Первые два этапа — относительно неглубокий сон, проснуться от него можно даже при небольшом окружающем шуме. Последующие два этапа характеризуются погружением в глубокий сон. В этот период человека очень трудно разбудить, а если это и удается, то он будет дезориентирован. Так же в этом отрезке происходят приступы лунатизма, разговора во сне.
В зависимости от возраста, количество отрезков дневного сна у детей меняется: к 4 месяцам складывается 3-4 отрезка, к 6 остается 2-3, а к 18 месяцам большинство детей спят один раз в день. Между двумя и четырьмя годами регулярный дневной сон и вовсе пропадает. Отмечу, что сон в разное дневное время не одинаков. Первый утренний сон становится как бы продолжением ночного и богат на сновидения. В это время продолжается сортировка и закрепление нового, познанного вчера. Обеденный сон — это более глубокий, в основном медленный сон. Сон в обед помогает ребенку расти в прямом смысле. Вечерний сон — это мостик, который помогает «дожить» до ночного укладывания без особого переутомления.
Вы, скорее всего, подозреваете, что сон, как и многие процессы в нашем организме, регулируется особыми химическими соединениями — гормонами. Нет, ни в коем случае не давайте гормоны ребенку только чтобы заставить его спать! Мудрый человеческий организм сам вырабатывает все, что ему нужно.
Биологически мы все запрограммированы спать, когда становится темно. Сигнал о наступившей темноте поступает из глаз в мозг и выделяется гормон мелатонин. Именно он нас «усыпляет» и помогает спать до рассвета. Нарушение выработки этого гормона у взрослых способствует удержанию лишнего веса (спите в темноте!). Этот гормон начинает вырабатываться у детей с 3-4 месяцев (или чуть позже у недоношенных), как раз с ним и связана глобальная перестройка сна у малышей этого возраста. Как мы можем это использовать?
Кортизол — еще один герой (вернее — антигерой) в нашей истории про сон. Это гормон стресса и выделяется он, когда мы устаем. Его задача взбодрить нас, дать прилив сил и энергии, открыть второе дыхание, когда основной заряд бодрости уже исчерпан. Неплохо, правда? В нашем случае — опасно. Если позволить утомленному малышу догулять до выброса кортизола, то уложить крошку будет очень сложно. Прилив новой энергии не позволит ему расслабиться и настроиться на сон, но при этом энергия эта заемная из глубоких запасников на экстренный случай. Растрата такой энергии утомляет ребенка в несколько раз сильнее. Кроме того, кортизол не так быстро выводится из организма. Поэтому даже если малыш заснул (и поверьте, вы на это потратите оооочень много сил), проспит он недолго. Не допускайте переутомления ребенка! Следите за временем и за признаками усталости, как только заметили — быстро укладываться!
Естественные биологические ритмы человека это сложная система.
В целях упрощения выделим несколько ключевых моментов:
В связи с тем, что организм в целом и биологические часы в частности хорошо поддаются тренировке, режим дня становится ключевым моментом. Соблюдение постоянных интервалов и периодичности действий (все в пределах разумного, мы ни в коем случае не призываем вас проживать день сурка!) помогут настроить организм и на своевременный сон. В зависимости от темперамента ребенка и мамы режим дня может быть достаточно жестким (для настойчивых, негибких, сложно адаптирующихся деток) или может допускать большой процент вариативности (это подойдет для гибких, адаптивных, контактных детей).
Помните, что во время праздников, поездок в отпуск или в гости к родным, режим начинает играть еще большую роль. Не только он поможет малышу легче уснуть и набраться сил на новые приключения, но и почувствовать себя более защищенно и уверенно в новой обстановке.
Отвечает консультант команды Sleep Expert Мария Лебедева:
Татьяна, здравствуйте!
Для того, чтобы обучение самостоятельному засыпанию было успешным, необходимо сначала поработать над условиями сна (темнота, тишина), ввести ритуалы на засыпание и пробуждение, сформировать, подходящий режим, то есть подобрать оптимальное время бодрствования в течении дня и только затем начинать обучение.
Перед тем, как идти в методику, необходимо зафиксировать точки кормления, и не кормить чаще, чем 3 раза в течении ночи. При этом на кормлении малыш не должен спать.…
Кормим для утоления голода, и лишь затем, укладываем по методике.
Кроме того, начинаем обучать малыша на сз с ночного сна, так как в этом случае уснуть другим способом помогает и усталость, накопленная за день, и гормоны, которые действую определенным образом.
Что касается режима, то в 5 месяцев может быть 4 сна, но большинство деток спят уже обычно три сна. Поэтому необходимо поработать с режимом, найти вб, при которых 1 и 2 сон с Вашей помощью можно будет продлить хотя бы для одного часа. Вб в 2 часа до ночного сна уже короткое, в 5 месяцев может быть и 2.15 и даже 2.30
Здравствуйте. Нам 5 месяцев. Засыпали всегда на груди, редко просто на руках, в коляске раза два за всё время. Ночью обычно ребенок просыпался 2-3 раза на кормление, но за неделю до 5 месяцев резко стал просыпаться чаще: 5-6 раз, хотя режиму следуем и вовремя прибавляем вб соответственно взрослению. Решила начать учить засыпать самостоятельно. Начала с дневных снов, получилось с первого раза, разделили еду и сон, положожила в кроватку, погладила по голове, ребенок засыпал за 5-7 минут. Но я рано радовалась, потому что сразу после, ночью, ребенок проснулся…
10-12 раз, почти каждый час, иногда даже через 10-15 минут. Ел и засыпал. Почему так произошло? Ребенок испугался, что теряет грудь, как источник расслабления и способ общения с мамой и решил компенсировать ночью?
Хотя странно, ведь днем во время бодрствования никогда ему не отказываю в кормлении, грудь даю по требованию.
Решили пока отложить самозасыпание.
Ещё одна проблема - пробуждение через 10-30 минут после укладывания на ночной сон. Это началось месяцев с трех и происходит по сей день. Попытки проводить последнее вб в тишине и покое, ранеее купание, коррекция режима ничего не меняют.
И ещё вопрос, какое вб перед ночным сном. У нас выходит 1дс после ночного 1,5 часа, между последующими 2-2.15, а вот на ночной сон через 2 часа уже не хочет ложится. Засыпает когда через 2,5, когда через 3. При этом не капризничает. Снов у нас при таком режиме 4-5, потому что спит по 40 минут, редко 1,5 часа.
Ольга, здравствуйте! Чтобы ребенок мог переходить из одной фазы сна в другую, ему необходимо сначала научиться изначально засыпать самостоятельно. Это можно сделать поработав в одной из методик обучения самостоятельному засыпанию - так у вас будет понятный алгоритм шагов буквально по дням. В методике работа проводится и над умением уснуть изначально и над умением "склеивать" циклы сна. Перед тем как внедрять методику важно провести подготовку, которая занимает 5-7 дней - на этом этапе корреткируем режим, ритуалы, гигиену сна. Приходите к нам на…
курс и через 30 дней работы малшка будет спать всю ночь, не просыпаясь, чтобы потребовать грудь)