Консультации по
проблемам сна ребенка
Задать вопрос 8 (800) 1000 821 Кабинет
8 (800) 1000-821

Автор – консультант по детскому сну, детский психолог Татьяна Каткова.

Вопросы свобод и ограничений не так актуальны, пока ребенок совсем маленький. Но когда малыш приближается к 2 годам или уже перешагнул этот рубеж, то эта тема тема становится острой.

Как часто родители считают, что их ребенок должен расти свободным? А свобода подразумевает, что он делает то, что считает нужным – ведь ему виднее! Если малыш устал, то он сам покажет внимательным родителям, что он хочет спать. Если хочет кушать, то попросит есть или скажет «ам-ам», показывая на продукты. Захочет поиграть – сам потянет к игрушкам и так далее.

В определенном смысле, это правильно – учиться чувствовать своего ребенка, понимать его желания, видеть еще чуть заметные признаки усталости и знать, что именно его может порадовать или огорчить. 

Однако все мы живем по правилам. Некоторые из них более заметны, а другие нет. Одни правила выглядят так: давай сначала почитаем, а потом пойдем гулять – покатаемся с горки на санках и слепим снеговика. А другие звучат в более категоричной форме: из помойки мы не едим, на проезжей части не играем, бабушку радостно встречаем у двери, вечером идем спать.

Но малыш не знает пока ни тех, ни других правил. Для него жизнь – это океан событий, вещей, людей. Он старается в нем сориентироваться и делает это так, как может. А возможности у него пока очень ограниченны.

Давайте представим, что вы сидите в лодке, посередине огромного океана. Кругом чайки, волны, солнце, облака, выпрыгивают иногда дельфины, рыбки светятся под водой. Это завораживает! Все так интересно и удивительно! Но берегов не видно, и совершенно непонятно, куда мы плывем. И плывем ли вообще. Надо ли грести, что есть силы или подождать попутного ветра? Может быть здесь просто есть течение, которое поможет прибиться к берегу, а может и нет. Заберут ли меня из этой лодки или нужно самому что-то придумать, чтобы выбраться из нее?

От всех этих мыслей так неуютно. Очень немногие люди способны жить в такой «ситуации неопределенности». И становится гораздо легче, когда на горизонте видны хотя бы очертания земли.

Детям тоже необходимы берега, границы, правила. И чем они более осязаемы, понятны, тем комфортнее малыш себя чувствует. Он пока не в состоянии освоить большие пространства и большое количество свободы. Роль родителей – создать границы, а потом постепенно расширять, соразмеряя с возможностями ребенка. 

Когда малышу предоставляется полная свобода, то он сам устанавливает правила и родители достаточно быстро понимают, что им это, мягко говоря, не удобно. Или даже раздражает. А порой и бесит. «Почему он меня не слушает совсем?» «Она делает что хочет – кричит, шумит, требует, капризничает, убегает от меня! Это невозможно!» «Я не могу с ним справиться!» И тут начинают, как из рога изобилия, сыпаться запреты. Но и это не помогает – ведь малыш может услышать и понять только несколько запретов (его возраст и плюс еще один). Остальные – это просто шум. Постоянный, неприятный, но шум.

Что делать в такой ситуации? 

  • Снять все запреты, оставив только 2-4 основных. Вместо того, чтобы говорить, что что-то делать нельзя, объясняем – что можно. Например: малыш залезает на подоконник. Неправильно – слезь сейчас же! Правильно – на подоконнике живут цветочки, а Петя будет стоять ножками на полу и на них смотреть глазками.
  • Установить границы. Например, создать четкий режим дня, каждый раз проговаривая то, что будет дальше. «Сейчас мы с тобой покушаем, потом оденемся и пойдем гулять». Говорить нужно спокойно, но тоном, который не предполагает возражений.
  • Нарисовать на большом листе план дня в картинках (сделать это вместе с ребенком) и в спорных ситуациях подходить к листу и показывать то, что мы сделали и что нам предстоит. Ставить рядом галочки, лепить наклейки и т.п., чтобы отметить – какой малыш молодец, что часть уже выполнил.
  • Создать правила, которые приемлемы для вашей семьи и на доступном языке объяснить их ребенку. Важно, чтобы все взрослые также соблюдали эти правила.
  • Чаще хвалить. Старайтесь замечать все, что ребенок делает хорошо. Хвалите само действие и говорите о своих чувствах. Например: Машенька выбросила бумажки в мусорное ведро – как же приятно, что у меня такая помощница растет!

Все говорится и делается спокойно, но твердо. Родители вправе устанавливать те правила, которые для них приемлемы и которые с их точки зрения необходимы ребенку.

Сначала очень важно четко соблюдать все эти правила. А со временем, когда они уже станут естественными и привычными, можно постепенно делать гибкие поблажки. Обращать внимание малыша, что иногда можно и не делать чего-то, если меняются обстоятельства. Например, приехала бабушка в гости, и мы вместо прогулки будем сидеть дома и играть с ней.

Малыш чувствует себя защищенным, когда ощущает четкие границы. Эта защищенность помогает ему расти уверенным в себе и своих силах и, опираясь на любовь родителей, идти вперед в своем развитии и расширении горизонтов возможностей.

А есть ли у вас золотая середина между запретами и вседозволенностью? Поделитесь в комментариях!



Категории

Оставить комментарий

Я даю согласие на обработку моих персональных данных 
закрыть
Ваш комментарий успешно отправлен!
Он будет опубликован после проверки модератором.

Отзывы счастливых мам

Тиунова Евгения
15лет, 10лет, 6 лет, 6 мес
Профиль Facebook

Прослушала вебинар позитивное родительство! Очень полезная информация! Не смотря на то, что неплохо подкована в вопросах воспитания, нашла для себя много интересного. Есть над чем работать) . Спасибо большое! Очень понравилась ведущая Екатерина Попова! Четко, локонично, доступно, прям по полочкам разложила! Люблю когда по делу и без "тянем котя за хвост". Спасибо вам большое!

Показать все отзывы
закрыть
Подобрать программу

Мы рады предложить вам БЕСПЛАТНЫЙ 30 мин ознакомительный звонок для того, чтобы помочь выбрать оптимальный пакет. Оставьте свои данные в форме ниже и мы пришлем вам письмо с инструкциями, как записаться на такой звонок, чтобы консультант мог вникнуть в суть ваших сложностей и подобрать решение, которое даст наилучший результат.