Консультации по
проблемам сна ребенка
Подобрать услугу
8 (977) 7325 909 Каждый день с 8:00 до 22:00 МСК
8 (800) 1000 821 Каждый день с 8:00 до 22:00 МСК
8 (977) 7325 909 8 (800) 1000-821 Каждый день с 8:00 до 22:00 МСК
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА СПАТЬ В СВОЕЙ КРОВАТКЕ ВСЕ СНЫ без качаний и висения на груди с минимумом слёз
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА СПАТЬ В СВОЕЙ КРОВАТКЕ ВСЕ СНЫ без качаний и висения на груди с минимумом слёз
Бесплатный мастер-класс Ольги Добровольской
Зарегистрироваться
03.09.2014
33

Вопрос по теме детского плача во время процесса переучивания к новым порядкам сна не обсуждает только ленивый.

Интернет кишит доводами и о том, что приучение через плач – это быстрый и эффективный способ добиться результата, и о том, что плач ребенка приводит к необратимым изменениям в мозге малыша, оставляющим его как минимум эмоциональным инвалидом на всю жизнь.

Как же разобраться и принять правильное решение для своего ребенка?

 

Коррекция сна через плач

Это решение остается за мамой и всегда легче сделать правильный выбор, имея полную информацию, а не только эмоциональную сторону дела.

Отдельно оговорюсь, что в своей практике я никогда не принуждаю родителей использовать какой-то конкретный метод – окончательное решение приходит только после анализа ситуации, совместного обсуждения целей и философии воспитания в конкретной семье.

Когда не стоит использовать чистый метод «наплачется-уснет»

  • Если ваш малыш не достиг 6 месяцев с даты ПДР – важно, чтобы были развиты принципиальные когнитивные навыки.
  • Если ваш малыш болен — дискомфорт от недомогания только усложнит задачу
  • Если сейчас в семье происходят серьезные перемены: переезд, рождение нового малыша, смерть родственника, выход мамы на работу.
  • Если ваш ребенок в какой то момент подвергался серьезному физическому или эмоциональному насилию.
  • Если не все члены семьи согласны с этой методикой — слишком велика вероятность, что вы сдадитесь на полпути, только запутав малыша в своих требованиях.
  • Если ваш ребенок старше 2,5 лет и/или уже не в детской кроватке — важно исключить возможность травмы

О детском плаче и сне

Спросите любого педиатра, и он однозначно ответит, что плач для ребенка – это способ коммуникации с окружающим миром. Так еще не говорящий малыш дает нам знать, что он устал, голоден, замерз, проснулся, заскучал, заболел и т.д.

Со временем каждая мама учится различать разные типы плача – зов поиграть, покормить, поменять или просто взять на ручки и сменить надоевшую картинку. Соответственно, в самом по себе плаче нет ничего травматичного или угрожающего малышу — это природный механизм общения. В случае с любым переучиванием (не обязательно ко сну) плач — это сигнал малыша вам, что ему совсем не нравится то, что вы внезапно изменили правила игры, которые ранее его устраивали.

Дебаты противников какого-либо плача при переучивании в привычках сна идут с формулировкой «продолжительный плач — опасен для малыша».

Однако в данном случае имеет место риторическая манипуляция — что такое продолжительный плач? Это полчаса плача, час, три часа, по три часа в течение трех дней, по часу в течение месяца? Где объективные данные, которые бы четко определили понятие продолжительного плача? Все дети разные и никто таких данных предоставить не может, даже в наш век, когда взвесить и измерить можно очень многое.

Приведу пару примеров — новорожденный с коликами и рефлюксом может плакать до 8-9 часов в сутки на протяжении 10-12 недель. В общем, это составит около 616 часов (11 недель по 8 часов) плача.

Значит ли это, что такие малыши обречены на необратимые повреждения их психоэмоционального развития?

— Да, кто-то большую часть времени находится рядом с таким малышом – но в каком состоянии! В такие периоды гормональная мама и уставший папа не в состоянии быть ласковыми и ободряющими 100% времени. А наличие родителя рядом, который сам нервничает и раздражен, а так же ничего не в состоянии сделать, чтобы облегчить положение малыша, тоже сомнительный бонус к привязанности (разве не может малыш думать, что мы намеренно не исправляем ситуацию? – никто этого не знает наверняка).

Другой пример — переутомленный ребенок будет плакать ежедневно месяцами, а то и годами по многу раз за день. При этом, мама, раздраженная и измученная его «плохим поведением» уж точно не будет его успокаивать по каждому писку. Более того, не всегда у нее это и получится – мы часто слышим, что перегулявшего ребенка успокоить не получается даже такими железными аргументами как качание или грудь. Какой вред будет нанесен ребенку в случае, когда он недосыпает, мы подробно обсудили в статье о том, зачем делать сон приоритетом.

При этом я хочу отдельно заметить, что при правильном подходе процесс приучения «через плач» занимает максимум 7 дней.

В течение этих дней периоды плача сокращаются от возможных 4 часов за первые сутки (максимальное время, указанное при опросе более 40 коллег, практикующих по всему миру) до 30 минут к 4-5 дню, что в среднем составит около 6-7 часов из 168 часов (7 суток). И как только сон налаживается - ребенок научился засыпать, переходит между циклами сна, не просыпаясь, его общее самочувствие и настроение резко улучшаются, снижая периоды плаксивости, связанные с усталостью на годы вперед – сколько тут слез сэкономлено никто подсчитать тоже не может.

Еще один аргумент, который я часто встречаю — это что ребенок перестает плакать и засыпает в лучшем случае от изнеможения, а в худшем — сдавшись ожидать помощи и поддержки от родителей. В таких статьях, обычно следуют целые параграфы о том, как нарушается связь между мамой и ребенком, как в диких племенах мамы все время носят своих детей и они спят и никогда не плачут (потому, что на их первый призыв следует немедленная реакция), и о том, как мы должны изменить свое отношение к ситуации, и перестать видеть ее как проблемную.

Я начну с последних доводов и вернусь к началу чуть позже

— Если мама не видит проблемы в привычках сна ее малыша, значит ее нет не зависимо от того как спит ребенок, где и сколько. Однако, уставшая мама, с разламывающейся от продолжительных качаний 12 кг счастья спиной не может быть любящей и заботливой при всем своем огромном желании. И тогда это проблема, даже если мы не ведем речь о том, насколько качественный отдых получает ее малыш. Из той же серии и доводы про дикие племена – мы живем в другом обществе, которое предъявляет к нам другие требования. Нет у нас деревни, где с малышом бы помогали все женщины селения. В таких обществах никто не ждет оплаченных в срок квитанций, выгулянной собаки и обласканного мужа, вернувшегося после сложного дня на работе.

Поэтому я считаю, что добавлять к уже немалому чувству вины за недомытую посуду, помятый халат и нерегулярно приготовленный ужин еще и неспособность носить на себе круглосуточно ребенка, чтобы отвечать на его запросы в первую же секунду — откровенно бесчеловечно по отношению к такой маме.

Предположения о разрыве эмоциональной связи между мамой и малышом при его плаче тоже для меня спорны. При правильно организованном процессе малыш просыпается счастливым и с улыбкой идет к маме – где здесь свидетельства разорванной связи? Чтобы ребенок действительно «закрылся» в себе от родителей его нужно игнорировать днями, не выполнять его потребностей. Такого в нормальной семье не происходит – мама в течение периодов бодрствования и в процессе ритуала подготовки ко сну всегда очень ласкова к малышу и заботлива.

И еще одно сравнение, которое я регулярно нахожу в статьях противников слез, что:

якобы дети, которые учатся засыпать самостоятельно с участием плача в процессе, потом впадают в глубокий «коматозный» сон идентичный тому, что случается при серьезных травмах.

Тут уж простите, для меня это сравнение аналогично тому, что галлюцинации и сны это одно и тоже, просто потому, что в обоих случаях люди видят вещи, которых нет в реальности.

Метод методу рознь

Для начала давайте разберемся в терминологии и методиках, как говорится, мухи отдельно – котлеты отдельно. Когда речь заходит о чистом «приучении через» плач, то в России этот метод более знаком, как метод доктора Спока. При этом подходе после обычных вечерних мероприятий, предшествующих укладыванию, малыша оставляют в кроватке и выходят из комнаты. Далее обычно следует период от 30 минут до полутора-двух часов, когда малыш плачет с разной интенсивностью и, наконец, засыпает. В современной практике обычно этот метод используют только для детей начиная с 6 месячного возраста (хотя французские педиатры используют эту методику с 6 недель!!!), когда у малыша уже четко сформировано понятие постоянства объекта (мамы) в пространстве, даже если ее не видно (игра в ку-ку). В отличие от распространенного мнения, что ребенок засыпает в таких случаях от изнеможения, это не так. Если подсмотреть в видео-няню, например, то видно, как через определенное время малыш активно ищет свой способ расслабиться: трет ушко, гладит простыню, катается с боку на бок и т.д. Это как раз то, что и приведет к развитию собственного навыка. В среднем этот процесс занимает до недели в зависимости от возраста ребенка, темперамента, наличия предыдущих проваленных попыток и последовательности родителей.

Этот метод не рекомендован для детей до 6 месяцев, и особенно малышей, не прошедших адаптационный период: корректировку режима, начальную наработку навыка, предварительное знакомство с новой обстановкой сна (если вы переселяете малыша в отдельную кроватку от себя).

Вариантом вышеописанного метода является метод «контролируемого плача», он же в других вариациях метод Эстевилля, он же метод Фербера. При таком подходе родители навещают малыша с увеличивающимися промежутками времени. Это дает более четкое осознание присутствия и родительской поддержки, и так же не отвлекает малыша от концентрации на поиске и освоении нового навыка. Эта методика так же работает относительно быстро, и требует от родителей полной последовательности. Важно, чтобы родители видели положительную динамику в процессе внедрения, начиная со второго дня. Этот метод возможно использовать для детей с 5 месячного возраста, но он так же требует адаптационного периода, который будет подразумевать как минимум регулировку режима сна и бодрствования, а так же знакомство с новым местом сна перед началом.

Всевозможные методы «без слез» (Пэнтли, Сирз, Стул, Карп), к сожалению, тоже не гарантируют абсолютно мирного процесса с улыбающимся чадом во все моменты укладывания. Чаще всего эти методы растягиваются на недели (от двух до восьми) и в начале все равно вызывают слезы протеста, которые родители имеют возможность ограничивать собственным присутствием, физическим контактом и т.д. Опять же очень многое будет зависеть от адаптивности конкретного ребенка и маминого подхода.

В некоторых случаях, несмотря на все усилия смягчить переход, малыш в первые дни расстраивается так сильно, что растягивать процесс просто нет смысла, и стоит пробовать более прямой метод. В других случаях дети действительно переучиваются к новым порядкам практически без слез. Такие методы стоит использовать для малышей от 4-х месяцев, для регуляции начального навыка и режима, при отказе от продолжительного совместного сна, для очень возбудимых мам и деток, при наличии определенных проблем со здоровьем, для более взрослых деток.

Научная сторона

На сегодняшний день мне известно о 54 научных исследованиях, проведенных врачами педиатрами, неврологами, психологами и сомнологами, целью которых было доказательство вреда или безопасности применения методик, влекущих за собой разные степени плача.

Все эти исследования (привожу ссылки на исследования, полные тексты которых можно посмотреть без платного доступа к источнику в англоязычном формате) признали, что:

  • методики, включающие плач (в т.ч. в его наиболее прямом виде) эффективны, т.е. дети действительно осваивают навык самостоятельного засыпания, при их корректном применении;
  • в разных сроках оценки (от четырех недель до 5 лет) не было выявлено негативного влияния на здоровье ребенка;
  • результат подобных интервенций включал общее улучшение материнского самочувствия и общего климата в семье за счет улучшения качества отдыха всех членов семьи.

Лично для меня самым убедительным было исследование, которое провели ученые в Австралии.

В ходе этого исследования ученые 5 лет наблюдали за более чем 300 малышами, прошедшими через интервенцию и не прошедшими через нее. Сравнение этих детей через 5 лет, где одна группа была после прохождения программы «контролируемого плача» и метода стула, а другая без каких либо действий по улучшению сна, показало, что разницы в физическом, психоэмоциональном здоровье между обеими группами не было. Это дало прямые основания сделать вывод о безопасности указанных методик в долгосрочной перспективе.

Напоследок

Каждая мама принимает решение о том, как, и когда учить своего малыша засыпать сама. При этом такое решение всегда принять проще, если есть достаточно информации обо всех вариантах. Я не знаю ни одной мамы, которая бы пришла к мысли о необходимости изменений, когда в деле сна и так все хорошо. Никто не в праве осуждать или навязывать свое мнение в данном вопросе, это слишком личное решение, обусловленное огромным количеством факторов.

Очень важно в такие моменты четко понимать стоящие перед вами цели, оценивать возраст, темперамент и состояние здоровья малыша (тут вам поможет педиатр), хорошо знать какие изменения должны быть сделаны, и быть последовательными в своих действиях. Возможные варианты методик, в том числе и «без слез» практически всегда будут встречены малышом с протестом, но это вовсе не значит, что вы не можете что-то изменить с любовью и заботой о крохе.

  1. Improving infant sleep and maternal mental health: a cluster randomised trial
  2. Улучшение младенческого сна и материнского психического здоровья) Harriet Hiscock, Jordana Bayer, Lisa Gold, Anne Hampton, Obioha C Ukoumunne, Melissa Wake Arch Dis Child.92(11): 952–958.
  3. Five-Year Follow-up of Harms and Benefits of Behavioral Infant Sleep Intervention: Randomized Trial (Пятилетнее исследование вреда и пользы от поведенческой интервенции в младенческий сон) Anna M.H. Price, Melissa Wake, Obioha C. Ukoumunne, and Harriet Hiscock Pediatrics 2012; 130:4 643-651
  4. Reducing Bedtime Tantrums: Comparison Between Positive Routines and Graduated Extinction. (Уменьшение истерик при укладывании: сравнение между позитивным ритуалом и контролируемым плачем) Lisa A. Adams and Vaughn I. Rickert. Pediatrics 1989;84;756
  5. A systematic review of treatments for settling problems and night waking in young children. (Систематический обзор подходов для решения проблем с самостоятельным засыпанием и ночными пробуждениями в детском возрасте) Paul Ramchandani, Luci Wiggs, Vicky Webb, and Gregory Stores. BMJ 2000;320:209
  6. Behavioral Treatment of Bedtime Problems and Night Wakings in Infants and Young Children. (Поведенческая коррекция проблем укладывания и ночных пробуждений для младенцев и дошкольников) Jodi A. Mindell, PhD, Brett Kuhn, PhD. SLEEP, Vol. 29, No. 10, 2006
  7. Behavioral Parent-Training Approaches for the Treatment of Bedtime Noncompliance in Young Children. (Поведенческий подход к обучению родителей для коррекции сложностей укладывания у дошкольников) Camilo Ortiz & Lauren McCormic. JEIBI, Vol.4, No 2, 2007
  8. Reducing Nocturnal Awakening and Crying Episodes in Infants and Young Children: A Comparison Between Scheduled Awakenings and Systematic Ignoring. (Уменьшаем ночные пробуждения и эпизоды плача у младенцев и младших дошкольников: Сравнительный анализ между запланированными пробуждениями и систематическим исключением присутствия взрослого) Vaughn I. Rickert, C. Merle Johnson. Pediatrics, 81, 203-212

 


Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 35

Sleep Expert
16 октября 2023

Отвечает консультант команды Sleep Expert Мария Лебедева:
Лиза, здравствуйте!
Самостоятельному засыпанию можно обучать с 4 месяцев по пдр, иногда чуть раньше, с 3.5 месяцев, если стартовал регресс сна.
Который говорит о том, что у малыша сон разделен на фазы, как у взрослых, есть как поверхностный, так и глубокий сон.
На данном этапе, можно начинать вводить ритуалы на засыпание и пробуждение; работаем с организацией условий сна. Затемняем комнату, поддерживаем комфортную температуру (от 20 до 23 градусов) и достаточный уровень тишины (или белый шум).

Лиза
13 октября 2023

Здравствуйте! Ребенку 2 месяца, каким способом СЗ посоветуете воспользоваться? Или нам еще рано?

Sleep-expert
28 октября 2022

Отвечает консультант команды Sleep-expert Ольга Пульникова:
Диана, здравствуйте! Вы большая молодец, что обучаете малышку СЗ!
Рекомендую параллельно работать как с ночным, так и с дневным сном, чтобы малышка не путалась в способах укладывания.
Важно начинать методику с ночного сна, а продолжить на дневные сны следующего дня.
Желаю Вам успехов и терпения!

Оставить комментарий
Я даю согласие на обработку моих персональных данных 
закрыть
Ваш комментарий успешно отправлен!
Он будет опубликован после проверки модератором.

закрыть
Подобрать программу

Мы рады предложить вам БЕСПЛАТНЫЙ 30 мин ознакомительный звонок для того, чтобы помочь выбрать оптимальный пакет. Оставьте свои данные в форме ниже и мы пришлем вам письмо с инструкциями, как записаться на такой звонок, чтобы консультант мог вникнуть в суть ваших сложностей и подобрать решение, которое даст наилучший результат.