Консультации по
проблемам сна ребенка
Задать вопрос 8 (800) 1000 821 Кабинет
8 (800) 1000-821
(автор оригинальной статьи - Alice Callahan, PhD, адаптированный перевод Екатерина Попова)

 

Будучи родителями, мы полагаемся на интуицию, но иногда полезно прислушаться и к тому, что говорит нам наука

 

На сон малыша влияют врожденные и приобретенные факторы

 

Поэтому нет волшебного рецепта хорошего сна для каждого ребенка. Генетические особенности малыша обуславливают его картину сна на 25-50% (1,2). И действительно, некоторым малышам сон дается легко, другим – гораздо труднее, и если вам приходится буквально бороться за сон ребенка, это не значит, что вы что-то обязательно делаете неправильно.

 

Еще сон малыша как минимум наполовину обусловлен гигиеной сна – какие условия для сна создаем и какие привычки в отношении сна воспитываем мы, родители. Это – часть нашей философии воспитания. Израильские ученые провели исследование, в котором участвовало 85 женщин, оно затрагивало 4 периода их жизни: беременность, возраст малышей 1 месяц, 6 месяцев и 12 месяцев (3). Ученые оценивали картину сна малышей, чтобы установить взаимосвязь между философией родителей и сформировавшимися привычками сна у детей.

 

Все участницы исследования – заботливые и ответственные матери. Но взгляды в отношении детского сна различались. Еще в период беременности некоторые мамы склонялись к тому, что проснувшийся среди ночи малыш остро нуждается в помощи. Матери с таким подходом в итоге принимали более активное участие в укладывании своих малышей спать, а сами малыши чаще просыпались ночью.

 

Другие участницы исследования верили в то, что малыши способны хорошо спать и не каждый раз нуждаются в помощи родителей. После рождения детей такие матери предоставляли малышам возможность успокоиться и уснуть самостоятельно, и в результате, малыши реже просыпались ночью. Контрольное исследование (4) выявило, что такая философия воспитания повлияла на привычки сна детей даже 4-х лет.

 

Подобные исследования показывают, что если мы верим в возможность своих детей засыпать самостоятельно, они вероятнее всего обретут этот навык.

 

Умение засыпать самостоятельно – это часть нормального развития ребенка

Новорожденные спят подолгу, как спали еще в утробе матери. В первые пару недель после появления на свет они легко засыпают в любом месте. Постепенно ребенок увлекается окружающим миром, и ему становится труднее уснуть и спать продолжительное время. Сложная задача родителей – поддержать ребенка в этот естественный период развития и дать ему возможность практиковать и совершенствовать навыки засыпания.

В 2015 году в Лондоне было проведено интересное исследование: ученые записывали на видео, как спят 100 малышей в возрасте 5 недель и потом в возрасте 3 месяцев (5). Все малыши просыпались ночью, и при этом четверть малышей успокаивались и засыпали самостоятельно без помощи родителей. Большинство не плакали либо хныкали в течение максимум одной минуты и засыпали снова.

 

Еще одно исследование (6) установило с помощью видеонаблюдения за малышами, что половина 3-х месячных малышей просыпаются ночью и засыпают снова без помощи родителей.

 

Исследования показали, что многие дети могут самостоятельно засыпать. Родители, которые формируют небольшую паузу в своем ответе при каждом пробуждении, дают развиться навыку самостоятельного засыпания. Они получают впоследствии более спокойные ночи.

 

Это подтверждает и исследование 2002 года (7), в котором участвовали 80 малышей 3-х и 12-ти месяцев. В результате, если родители давали малышам в 3 месяца возможность успокоиться ночью самостоятельно, то эти малыши в 12 месяцев склонны спать всю ночь в отличие от тех, к кому родители бросаются по первому "мяу".

 

Малыши реже просыпаются ночью, если засыпают без помощи родителей

Этот факт подтвержден десятком исследований, посвященных детскому сну (США, Канада, Таиланд, Великобритания), в которых участвовало свыше 29000 семей из 17 стран (6, 8-13). Ребенок с умением засыпать самостоятельно спит ночью без пробуждений или с минимальным количеством пробуждений (на кормления по возрасту), а активное участие родителей в засыпании малыша ведет к более фрагментированному ночному сну. Все малыши просыпаются несколько раз в течение ночи, но те дети, которых научили засыпать самостоятельно, в состоянии справиться с большинством таких пробуждений без помощи родителей.

 

Навык самостоятельного засыпания не исключает крепкую привязанность

 

Дети с надежной родительской поддержкой – увереннее в своих силах, исследуют окружающий мир, быстро учатся. Существует мнение, что надежная привязанность – постоянная физическая близость родителя и незамедлительный ответ на плач ребенка. Но научные исследования установили, что малыши с навыком самостоятельного засыпания не менее привязаны к родителям, чем малыши, которым требуется активная помощь родителей при засыпании (14,15).

Кроме того, сиюминутный ответ на плач малыша не укрепляет надежную привязанность (16). Авторы исследования пишут, что "…матери малышей с надежной привязанностью и матери малышей с нарушением привязанности различаются не тем, как часто они отвечают на призывы ребенка, а тем, КАК именно они отвечают на сигналы малыша: при надежной привязанности матери склонны давать деликатный и последовательный ответ" (14). Внимательное отношение к потребностям малыша (в т.ч. к потребности во сне) и последовательность (в т.ч. при изменении привычек сна) – качества, крайне важные для нормального развития ребенка. И эти качества абсолютно совместимы с воспитанием у ребенка здоровых привычек сна.

 

Источники:

  1. Touchette, E. et al. Genetic and Environmental Influences on Daytime and Nighttime Sleep Duration in Early Childhood. Pediatrics 131, e1874–e1880 (2013).

  2. Fisher, A., van Jaarsveld, C. H. M., Llewellyn, C. H. & Wardle, J. Genetic and environmental influences on infant sleep. Pediatrics 129, 1091–1096 (2012).

  3. Tikotzky, L. & Sadeh, A. Maternal Sleep-Related Cognitions and Infant Sleep: A Longitudinal Study From Pregnancy Through the 1st Year. Child Dev. 80, 860–874 (2009).

  4. Tikotzky, L. & Shaashua, L. Infant sleep and early parental sleep-related cognitions predict sleep in pre-school children. Sleep Med. 13, 185–192 (2012).

  5. St James-Roberts, I., Roberts, M., Hovish, K. & Owen, C. Video Evidence That London Infants Can Resettle Themselves Back to Sleep After Waking in the Night, as well as Sleep for Long Periods, by 3 Months of Age. J. Dev. Behav. Pediatr. 36, 324–329 (2015).

  6. Anders, T. F., Halpern, L. F. & Hua, J. Sleeping through the night: a developmental perspective. Pediatrics 90,554–60 (1992).

  7. Burnham, M. M., Goodlin-Jones, B. L., Gaylor, E. E. & Anders, T. F. Nighttime sleep-wake patterns and self-soothing from birth to one year of age: a longitudinal intervention study. J. Child Psychol. Psychiatry 43, 713–25 (2002).

  8. Mindell, J. A., Sadeh, A., Kohyama, J. & How, T. H. Parental behaviors and sleep outcomes in infants and toddlers: a cross-cultural comparison. Sleep Med. 11, 393–9 (2010).

  9. Sadeh, A., Mindell, J. A., Luedtke, K. & Wiegand, B. Sleep and sleep ecology in the first 3 years: a web-based study. J. Sleep Res. 18, 60–73 (2009).

  10. Touchette, É. et al. Factors associated with fragmented sleep at night across early childhood. Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 159, 242 (2005).

  11. Anuntaseree, W. et al. Night waking in Thai infants at 3 months of age: Association between parental practices and infant sleep. Sleep Med. 9, 564–571 (2008).

  12. Morrell, J. & Cortina-Borja, M. The developmental change in strategies parents employ to settle young children to sleep, and their relationship to infant sleeping problems, as assessed by a new questionnaire: the Parental Interactive Bedtime Behaviour Scale. Infant Child Dev. 11, 17–41 (2002).

  13. Adair, R., Bauchner, H., Philipp, B., Levenson, S. & Zuckerman, B. Night waking during infancy: role of parental presence at bedtime. Pediatrics 87, 500–504 (1991).

  14. Higley, E. & Dozier, M. Nighttime maternal responsiveness and infant attachment at one year. Attach. Hum. Dev. 11, 347–363 (2009).

  15. Scher, A. & Asher, R. Is attachment security related to sleep–wake regulation?: Mothers’ reports and objective sleep recordings. Infant Behav. Dev. 27, 288–302 (2004).

  16. van IJzendoorn, M. H. & Hubbard, F. O. Are infant crying and maternal responsiveness during the first year related to infant-mother attachment at 15 months? Attach. Hum. Dev. 2, 371–391 (2000).



Категории

Jelena

3 марта 2017

Это очень спорная практика самостоятельного засыпания . У маленького человека инстинкт быть нужным. Соответственно, реакция на его плач от взрослого ему жизненно необходима. Читаем теорию привязанности. А самостоятельно "успокаиваются" они просто потому, что нет выбора. В Доме малютки дети тоже лежат, не плача. И засыпают самостоятельно, потому что к ним некому подойти.
Англия не самый удачный пример, поскольку в нашем понимании у них достаточно прохладные отношения с родителями дальнейшем.

sleep-expert

3 марта 2017

Здравствуйте, Jelena Есть детки, которые засыпают сами или с минимальной помощью. Мамы таких детей к нам не приходят. К нам приходят те, кто падает от усталости и находится в растерянности - что делать дальше. В наших методиках и в описываемых выше исследованиях мама обязательно откликается на плач малыша, но делает это не сразу и постепенно давая все больше времени, чтобы малыш смог успокоиться сам. И это касается только засыпания. Во время бодрствования мама проявляет всю свою любовь и нежность к малышу, тем более, что у нее для этого появляется…

все больше сил, т.к. она тоже начинает лучше спать.

Показать весь отзыв

Оставить комментарий

Я даю согласие на обработку моих персональных данных 
закрыть
Ваш комментарий успешно отправлен!
Он будет опубликован после проверки модератором.

Отзывы счастливых мам

20 июля 2017
Ирина Липатова
Никита Липатов, 1 год
Профиль Facebook

Доброго времени суток, мамочки и «феи»!
Отзывов очень много… я в свое время не смогла перечитать все. Но, если именно мой, вдруг поможет принять вам нужное решение – значит и я внесу небольшой вклад в столь полезное дело, как обучение наших деток самостоятельному засыпанию со всеми вытекающими отсюда приятными последствиями для мам, пап и остальных членов семей.
По мере взросления моего старшего неугомонного ангела - обожаемой дочери, перенесенные нами тяжести первых лет ее жизни уходили в небытие. Были позабыты колики, капризы, тяжелые укладывания на сон. И вот появился наш долгожданный любимый сынок. Казалось, небо воздает мне за сложности с дочкой. Малыш кушал и спал. Мы наладили ГВ. Не болел животик, не плакал. Чудо, а не ребенок.
Миновал полугодовалый рубеж. И уже тогда ситуация начала скатываться в пропасть. Оглядываясь назад, я понимаю, что в тот момент даже не осознавала проблемы, поэтому сейчас не могу точно сказать, когда все начало становиться из рук вон плохо. У нас был свой четкий режим. Он спал в коляске на прогулке, спал между кормлениями. Ад начинался во второй половине дня. Он ныл и капризничал весь вечер. Я не понимала, что ему не хватает. Он или висел на груди или ныл. Я не могла отойти от него, носила на руках, в слинге. Пыталась сделать все, чтобы он не ныл всеми доступными, как мне казалось, способами. Я не могла приготовить ужин мужу, не могла поиграть со старшей дочерью. Я была измучена, нервы ни к черту. Мне становилось все хуже: и физически, и морально. Мы дотягивали часов до восьми-девяти вечера и начинали укладывать сына спать. Процесс затягивался на полночи. Мы носили его на руках, укачивали. В основном я, периодически муж. Я пыталась укачать его на груди. Сначала удавалось усыпить его часам к 11, потом к 12, потом еще позже. Потом он просыпался ночью. Все чаще и чаще. И в конце концов мне стало казаться, что я и вовсе не засыпаю. Моя голова вроде только летела к подушке, и снова он звал меня. Я вставала, кормила, качала… Я безумно боялась его уронить, я обкладывалась подушками, пыталась уложить рядом спать. В итоге мой мозг перестал отключаться. Ужасное ощущение. Безумно хочется спать, закрываешь глаза, и тебя как будто подбрасывает. Будто я боялась заснуть из-за того, что немедленно надо было вставать.
Днем я начала входить в косяки, все валилось из рук. Одевала ребенку подгузник на подгузник. Боялась садиться за руль, хотя именно мне приходилось кататься с детьми по всем делам. Однажды, на подъезде к даче, чуть не повстречалась с деревом. Состояние было «истерическое».
И тут совершенно случайно в ленте фейсбука попалась ссылка на слип эксперт. Я открыла страницу и начала читать. Запоем, в любую свободную минуту, в туалете, за едой… Я рассказывала мужу, маме… никто бурно не реагировал. Но не они находились в моей шкуре.
В итоге после двух абсолютно бессонных ночей в выходные дни, я везла старшую в поликлинику, и меня практически била истерика от неимоверной усталости. Я все для себя решила еще в пути. Я вернулась домой и оплатила пакет «Основательный». Мне казалось моя ситуация кошмарно сложная, запутанная, невозможная к исправлению. Но мне нужен был человек, который даст четкие инструкции, объяснит, что и как делать. Теория теорией, но грош ей цена, если не понимаешь, с какой стороны подступиться к ситуации. И плюс мне нужно было успокоиться, довериться и, чтобы мне сказали, что все получится.
Так и случилось. Моим консультантом стала чудесная Ирина Степанова. Мы пообщались: она рассказала мне, какую подготовку нужно провести, как отоспать малыша, как мы будем действовать дальше, ответила на все вопросы. Отступая, скажу сразу – Ирина была именно тем человеком, который мне был на тот момент нужен. Она поставила передо мной безапелляционные условия будущего успеха, не дала пойти на попятную, успокоила, произвела впечатление специалиста, реально способного помочь, дала четкие руководства к действию. Она строга, но я тоже весьма решительный и упорядоченный человек. Поэтому мне нравится вариант, когда мне говорят: действуем ТАК, а не: давайте попробуем ТАК, если не получится, то ТАК, ну или можно еще вот ТАК… Например, благодаря именно ее словам, мы в один день отказались от соски. Ирина велела убрать ее один раз и навсегда. Я так и сделала. И это был первый решительный шаг к будущему успеху. Из всей теоретической подосновы я четче всего вынесла мысль о том, что мы не должны путать малыша. Мамина последовательность действий – залог успеха. Это я повторяла себе как мантру все время работы по методике, частенько сжав зубы и глотая слезы.
После прочитанных статей на сайте, я была готова услышать все, что услышала. Про темноту, про пустую кроватку, про белый шум, про ритуал… И со следующего дня начала все претворять в жизнь. Поначалу окна были заклеены пакетами, чуть позднее появились шторы блекаут. Убрала все из кроватки, пересмотрев ночную одежду малыша. Белый шум у нас кстати не прижился. Поначалу использовали, а потом я поняла, что он мешает ребенку засыпать. Убрала – ситуация наладилась. И если поначалу мы с мужем даже не могли проникнуть к нашей кровати без его истерики – то сейчас сын и ухом не ведет в нашу сторону вплоть до утра.
Я перестала укачивать сына с первого же дня подготовки. Я просто сидела рядом с ним. Это было подобие высиживания. Но это был мой способ выжить. Я просто больше не могла, у меня не было сил на укачивания. Было адски тяжело. Он засыпал по часу-полтора, плакал. В дальнейшем мы получили План, и начали действовать по методике КП. Видимо, вся подготовка не прошла даром – он засыпал максимально минут за 40-50. Но просыпался. Через 15 минут, через полчаса, через час, каждый час… И так вплоть часов до 11 вечера. Мне казалось это продолжалось вечность. Он плакал каждый раз. Я помню все время спрашивала Ирину – наступит ли момент, когда он не будет плакать при просыпании. И она убеждала меня, что наступит – а мне не верилось. Медленно-медленно ситуация налаживалась.
Мы принесли на алтарь сна ребенка может и немного, как покажется со стороны, но мне на тот момент казалось немало. Режим семьи был изменен и подчинен сыну. Святые для меня прогулки в первой половине дня были смещены на вторую половину дня. Была зима, плохая погода, ребенок спал три сна, в коляске еще не умел не спать – и мы гуляли редко. Я решила, что его сон, а соответственно и наш, гораздо важнее свежего воздуха. Не прогадала. Малыш рос, все менялось – мы пересели в сидячую коляску, научились «гулять» на улице. Причем сначала совсем недолго. Времени между снами было очень мало, все надо было сочетать с кормлениями, с какими-то делами. Мы жили даже не по часам – по минутам. Мы вычеркнули из нашей жизни поездки по магазинам и гостям с малышом совсем. И даже сейчас я не планирую этого делать. Его сон и наше спокойствие гораздо важнее. 3-4 года пролетят слишком быстро, и он сможет стать нам полноценным партнером в семейных развлечениях. Мы стали ездить на дачу с утра, а не с вечера, потому что утренний сон в машине оказался гораздо менее травматичным прерывания ночного сна. А еще мы лишились с мужем комнаты. Теперь это просто спальня, в которой в основном спит сын, я его там переодеваю, там мы храним все вещи, которые были вынуждены убрать от любопытного малыша. Мы же пробираемся туда просто поспать ночью. Телевизор там не включается уже более полугода.
Потихоньку все нормализовалось. Сын научился самостоятельно засыпать, перестал просыпаться. У нас постепенно ушел третий сон, выровнялся режим. Несомненным плюсом внедрения методики стало абсолютно безболезненное прекращение ГВ. Изначально мы вошли в методику с тремя ночными кормлениями, от дневных малыш на тот момент отказался уже сам. Постепенно обучаясь СЗ, он стал «просыпать» кормления. Так я отменила сначала одно кормление, потом два, а после того, как он проспал две ночи подряд не просыпаясь вообще, и вовсе свернула.
Легко не было. Я была к этому готова. Но результат мы начали видеть сразу, поэтому мысли все бросить у нас не было ни разу.
Самым ярким успехом, который сделал меня адептом методики, был сон во время болезни. Из-за старшей дочки, сын подхватывал насморк несколько раз. Ничего катастрофичного – температурка, насморк. Сама болезнь меня не сильно пугала. Все было отработано. А вот бессонные ночи на руках с недышащим ребенком я очень хорошо помнила, и от этой перспективы бросало в дрожь. Мы ведь только начали спать. Действовала я по установленной схеме. Ничего не меняла. Только не игнорировала его зов. И каково же было мое удивление, когда мой малыш СПАЛ! Спал. С насморком. Хрюндел, ворочался, хныкал – но спал. В самые тяжелые моменты он просыпался, я брала его на ручки, немного ходила с ним, успокаивала, клала в кроватку – и он снова засыпал. Так жить можно, даже можно иногда поболеть.
И да, мы просыпались несколько раз по ночам, мы пытались поднять родителей раньше шести часов. Но мы не дали ему шансов. Мы или прикидывались спящими, или говорили ему, что надо лечь спать, может пару раз я брала его на ручки успокоить особо сильную истерику, но потом клала обратно и успокаивала уже только словами со своей кровати. В итоге даже если он просыпается раньше семи утра – он возится, играется, может поболтать, может заснуть опять. Но возмущение начнется только в семь. Все попытки более раннего недовольства прерываются нашими строгими сонными замечаниями.
Что мы имеем в итоге. Нам год и месяц. То есть в методике мы по сути всего пять месяцев. Мы спим. Отлично, много спим. Встаем в семь (иногда даже в 7:20!!!), завтракаем/играем, спим 9-10:30 (11:00), обедаем/играем, спим 13:30-15:00, полдничаем/гуляем/купаемся/ужинаем, уходим в ночь 18:30-19:00.
И конечно не бывает все всегда гладко. Иногда может поплакать, может долго не засыпать, может беспокойно спать ночью, может устроить утром истерику – все бывает. Мы просто гибко реагируем по ситуации. Сейчас я уже не буду выжидать 20 минут истерики. Я уже знаю, что порой надо просто дополнительно обнять, погладить – и он успокоится. Но это все разовые акции.
Четкость устоявшегося режима позволяет делать дела, что-то планировать, отходить в магазин, ездить в поликлинику, оставлять с бабушкой.
Спасибо тем, кто решил поделиться знаниями о сне, научить других. Это, наверное, самое оправданное финансовое вложение в мою семейную жизнь и в здоровье моего сына на данный момент. Можно бесконечно читать книги, хотя лично у меня времени на чтение книг нет совершенно, изучать теорию и психологию, советоваться со знакомыми – а можно воспользоваться помощью людей, которые понимают проблему и могут помочь ее решить. Я свой выбор сделала, чего и вам желаю. К тому же мне есть, с чем сравнивать. У меня открылись глаза на причины всех капризов моей старшей дочери – моя бедная девочка просто очень хотела спать, а я об этом не догадывалась. Теперь, когда вижу людей в 9-10 вечера на улицах/в торговых центрах/ресторанах с маленькими детьми, прямо хочется кричать – откройте глаза, перестаньте мучать малышей… но изменение мира начинается с себя.

Показать все отзывы
закрыть
Подобрать программу

Мы рады предложить вам БЕСПЛАТНЫЙ 30 мин ознакомительный звонок для того, чтобы помочь выбрать оптимальный пакет. Оставьте свои данные в форме ниже и мы пришлем вам письмо с инструкциями, как записаться на такой звонок, чтобы консультант мог вникнуть в суть ваших сложностей и подобрать решение, которое даст наилучший результат.